г. Иваново дело №А17-3477/2010
22 марта 2011 года
Резолютивная часть решения оглашена 11 марта 2011 года, полный текст решения изготовлен 22 марта 2011 года.
Арбитражный суд Ивановско й области в составе с удьи Го ликова С.Н. при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Смирновым Р.В.
рассмотрев в судебном заседании заявление Управле ния Рос природ надзора по Ивано вско й области к ООО «Тополь» о взыскании задолженности по плате за негативное воздействие на
окружающую с реду в сумме 63402616руб.69коп.
третье лицо – Верхнее-Волжское управление Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору при участии в заседании:
от Росприроднадзора – Мочалово й Я.В. ( по доверенности о т 16.02.11г.)
от ООО – Скороходова А.В. ( по доверенности от 29.07.10г.)
от 3-его лица – Смирново й Е.Н. ( по доверенности от 23.11.10г.), Вотякова
М.В. ( по доверенности от 09.07.10г.)
установил:
Верхне-Волжское управле ние Федерально й службы по экологическому, техно логическому и атомному надзору (далее Ростехнадзор) обратилось в арбитражный суд с заявлением о взыскании с взыскании с ООО «Тополь» (далее ООО) задолженности по плате за негативное
воздействие на окружающую сред у за период в сумме 63 402 616руб. 69Коп. В обоснование заявленных требований представителями Ростехнадзора приведе ны следующие доводы:
По мнению представителей Ростехнадзора ООО «То поль» оказывает негативное воздействие на окружающую природную среду в результате деятельности предприятия по размещению отходов про изводства и по требления.
В статье 1 Федерального Зако на РФ от 24.06.98г. №89 -ФЗ «Об отходах производства и по требления» (далее Закон об отходах) указано, что под обращением с отходами по нимается деятельность по сбору, использованию,обезвреживанию, транспортированию, размещению отходов. Отходы производства и потребления - остатки сырья, материалов, полуфабрикатов,иных изделий или продуктов, которые образовались в процессе производства или по требления, а также товары (продукция), утратившие свои потреб ительские свойства.
Статья 1 Федерального З ако на РФ о т 10.01.02г. №7 -ФЗ «Об охране окружающей среды» указывает, что под негативным воздействием на окружающую среду понимается воздействие хозяйственной и иной деятельности, последствия которой приводят к негативным измене ниям качества окружающе й среды.
Соглас но статьи 16 Федерального Зако на РФ от 10.01.02г. №7 -ФЗ «Об охране окружающе й среды» негативное воздействие на окружающую среду является платным. Деятельность ООО по хранению и захоронению отходов носит специализированный характер и осуществляется в объектах размещения отходов, под которыми в статье й 1 Федерального закона РФ от 10.01.02г. №7-ФЗ по нимается специально оборудованное сооружение , предназначенное
для размещения отходов ( полигон, шламохранилище, хвосто хранилище и
другое).
Для осуществления деятельности, связанной с захоронением отходов, в соответствии с договором аренды № 5-2004-юр от 19.02.04г., ООО «Тополь» арендует земельный участок с кадастровым номером 37:05:031502:0018, расположенный по адресу: Ивановская область, Ивановский район, в районе ул. Станкостроителей в 800 м запад нее окружной автодороги д ля использования под временный полигон по захоронению твердых бытовых отходов.
Соглас но части 1 статьи 23 Федерального зако на РФ от 10.01.02г. № 7-ФЗ плата за размеще ние отходов взимается с инд ивидуальных предпринимателей и юридических лиц в соответс твии с законодате льством Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 1.3 Инструктивно-методических указаний по взиманию платы за загрязне ние окружающей природной среды, утвержденных Минприроды РФ от 26.01.93г. плата за загрязнение окружающей природной среды взимается с предприятий, учреждений,
организаций и других юридических лиц независимо от их организационно - правовых форм и форм собственности, на которой они основаны. ООО является природопользователем и Ростехнадзор сч итает, что Общество оказывает негативное воздействие на окружающую природную среду, следовательно оно должно своевременно и в полном объеме вносить плату за негативное воздействие на окружающую природную среду.
ООО «Тополь» были представлены расчеты платы, из которых следует, что сумма платежа, уплаченная в бюджет, в части размещения отходов составила: за 1 квартал 2009 года – 966,92руб.; за 2 квартал 2009 года – 966,92руб.; за 3 квартал 2009 года – 966,92руб.; за 4 квартал 2009 года – 966,92руб. Итого общая с умма составила 3867,68 руб.
Представители Общества с заявленными требованиям и не согласились по следующим основаниям:
Общество осуществляет сбор и транспортирование , размещение отходов, образующихся в про цессе собственной деятельности и отходов, принимаемых для размещения от сторонних организаций юридических лиц и индивидуальных предпринимателей) в соответствии с заключенными гражданско-правовыми договорами.
Плата в соответствии с Порядком определе ния платы и ее предельных размеров за загрязне ние окружающей природной среды, размещение отходов производства и потребления и ее предельных разделов, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации о т 28.08.92г. №632, осуществляется за размещение отходов производства и потребления.
Для целей о пределения плательщика является приоритетным вопрос определения лица, осуществляющего размещение отходов.
Статьей 4 Федерального зако на от 24.06.93 №89 -ФЗ «Об отходах производства и потребления» установлено, что отходы являются объектом права собственности. Право собственности на отходы может быть приобретено другим лицом на основании договора купли-продажи, мены, дарения или иной сделки об отчуждении отходов. Согласно гражданскому законодательству, отходы считаются размещенными их собственником даже в случае, если для целей вывоза отходов привлекаются сторонние организации. Таким образом, собственник отходов является плательщиком платы за негативное воздействие на
окружающую среду. При этом передачу отходов с переходом права собственности
необходимо отличать от передач и отходов организации, оказывающей услуги по их вывозу, поскольку в этом случае наличие договора не освобождает плательщиков от внесения платы за негативное воздействие на окружающую среду, размер которой зависит от количества и качества (класса о пасности) отходов.
В качестве данного лица может выступать собственник отходов или лицо, осуществляющее размещение по поручению собственника. Вопросы определения лица, oт имени которого осуществляе тся размеще ниеотходов, регулируются Гражданским кодексом Российской
Федерации (далее ГК РФ). В случае если размещение отходов производства и потребления осуществляется от лица принципала (собственника) данных отходов, все права и обязанности возникают у собственника отходов. В заключаемых ООО договорах повыполнению услуг по захоронению отходов указания на переход права собственности на размещаемые отходы не
содержится.
В связи с этим Общество полагает, что сторонние организации - заказчики (собственники про изводимых ими в результате хозяйственной и производственной деятельности отходов) не освобождаются от обязанности производить оплату за негативное воздействие на окружающую среду в связи с образованием отходов в результате производственной и хозяйственной деятельности. Кроме того представители Общества считают, что Ростехнадзор необоснованно применил в расчете пятикратный повышающий коэфф ициент.
В соответствии с положениями порядка определения платы и ее предельных размеров за загрязнение окружающей природной среды, размещение отходов производства и потребле ния и ее предельных разделов, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.08.92г. №632 при отсутствии у природопользователя оформленного в
установленном порядке разрешения на выброс, сброс загрязняющих веществ, размещение отходов вся масса загрязняющих веществ учитывается как сверхлимитная.
Плата за сверхлимитное загрязнение окружающей природой среды определяется путем умно жения соответствующих ставок платы за загрязнение в пределах установленных лимитов на величину превышения фактической массы выбросов, сбросов загрязняющих веществ, объемов размещения отходов уровней вредного воздействия над установленными лимитами, суммирования полученных произведений повидам загрязнения и умножения этих с мм на пятикратный повышающий коэффициент. В соответствии с Федеральным законом от 30.12.08г. № 309 -ФЗ субъекты малого и среднего предпринимательства, в результате хозяйственной и иной деятельности которых образуются отходы, представляют в уполномоченные органы отчетность об образовании, использовании, о размещении отходов в уведомительном порядке. Таким образом, Общество полагает, что с 2009 года лимиты на размещение отходов для субъектов малого и среднего предпринимательства не устанавливается.
ООО соответствуе т критериям пункта 1 статьи 4 ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» от 24.0 7.07г. №209-ФЗ, поскольку в 2009 году численность сотрудников ООО составила 8 человек, выручка составила 11 млн.руб.
Также ООО считает, что заявителем необоснованно применен коэффицие нт местанахожде ния объекта размеще ния отходов в размере равном 1. При расчете указанный коэффициент долже н применяться равным 0,3. В соответствии с постановле нием Правите льства РФ от 12.06.03г. № 344 «О нормативах платы за выб росы в атмосферный воздух загрязняющих
веществ стацио нарными и передвижными источ никами, сбросы загрязняющих веществ в поверхностные и подземные водные объекты, размещение отходов производства и потребле ния» нормативы платы за размещение отходов производства и потребления в пределах ус тановленных лимитов приме яются с использованием коэффициента 0,3 при размещении отходов на специализированных полигонах и промышленных площадках, оборудованных в соответствии с установле нными требованиями и расположенных в пределах промышленной зоны источника негативного воздействия. Факт размещения отходов на спе циализированном полиго не подтверждается документами.
Постановлением Правительства РФ от 13.09.10г. № 717 «О внесении изменений в некоторые постановле ния Правительства РФ по во просам полномочий Министерства природных ресурсов и экологии Российс кой Федерации, Федеральной службы по надзору в сфере природопользования и Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору», вступившим в законную силу 30.09.10г. было установлено, что администратором доходов бюджета по плате за негативное воздействие на окружающую с реду является Федеральная служба по надзору в сфере природопо льзования.
В связи с этим в соответствии с со статье й 51 Арб итражного про цессуального кодекса РФ истцом по делу стало Управление Федеральной службы по надзору в сфере природо пользования по Ивановско й области (далее Управление) а Ростехназор был привлечен для участия в рассмотрении дела в качестве третьего лица на стороне истца, так как основанием для взыскания с ООО 63 402 616руб. 69коп. является требование Ростехнадзора от 27.04.10г. (том 1, лист 26) об уплате выше указанной суммы задолже нности, с которым не согласно Общество.
Управление исковые требования поддержало в полном объеме, доводы МУП по всем позициям сч итает несостоятельными, при этом уточ нило заявленные требования и просило взыскать задолженность в 63 398 749 руб.01коп., так как учтена добровольно уплаченная ООО сумма платежей по итогам 2009 года с учетом пятикратного повышающего коэффицие нта – 3867руб. 68коп.
Заслушав представителей Управления, ООО «Тополь», Ростехнадзора и исследовав материалы дела суд считает заявленные требования подлежащими удовлетворению по следующим основаниям:
Согласно статье 1 Федерального закона от 10.01.02г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (далее - Закон об охране окружающей среды) негативным воздействием на окружающую среду является воздействие хозяйственной и иной деятельности, последствия которой приводят к негативным изменениям качества окружающей среды. К видам негативного воздействия на окружающую среду относятся:
выбросы в атмосферный воздух загрязняющих веществ и иных веществ; сбросы загрязняющих веществ, иных веществ и микроорганизмов в поверхностные вод ные объекты, подземные водные объекты и на водосборные площади; загрязнение недр, почв; размещение отходов производства и потребле ния; загрязне ние окружающей среды шумом,
теплом, электромагнитными, ионизирующими и другими видами физических воздействий; иные виды негативного возде ствия на окружающую с реду.
Статья 1 Закона об отходах о пределяет, что отходы производства и потребления (далее - отходы) - остатки сырья, материалов, полуфабрикатов, иных изделий или продуктов, которые образовались в процессе производства или потребления, а также товары (продукция), утратившие свои потребительские свойства;
опасные отходы - отходы, которые содержат вредные вещества, обладающие опасными свойствами (токсичностью, взрывоопасностью,пожароопасностью, высокой реакционной способностью) или содержащие возбудителей инфекционных болезней, либо которые могут представлять непосредственную или потенциальную опасность д ля окружающей природной среды и здоровья человека самостоятельно или при вступлении в контакт с другими веществами;
обращение с отходами - деятельность по сбору, использованию, обезвреживанию,транспортированию, размещению отходов;
размещение отходов - хранение и захоронение отходов;
хранение отходов - содержание отходов в объектах размещения отходов
в целях их последующего захоронения, обезвреживания или использования;
объект размещения отходов - специально оборудованное сооружение , предназначенное для размещения отходов ( полигон, шламохранилище, хвостохранилище, отвал горных пород и другое);
лимит на размещение отходов - предельно допустимое количество отходов конкретного вида, которые разрешается размещать определенным способом на установленный срок в объектах размещения отходов с учетом экологической обстановки на данной территории;
норматив образования отходов - установле нное количество отходов конкретного вид а при производстве единицы продукции.
В силу статьи 12 Закона об отходах хранение отходов происходит исключительно в специально оборудованных сооруже ниях — объектах размещения отходов (полигон, шламо хранилище, хвостохранилище и пр.). Такие объекты заносятся в государственный реестр, находятся на балансе предприятия или арендуются и эксплуатируются им. Объектами размещения отходов в с лу пункта 4.4 приложения №1 к Инструктивно-методическим указаниям по взиманию платы за загрязнение окружающей природной среды, утвержденным Министерством охраны окружающей среды и природных ресурсов Российско й Федерации от 26.01.93г., являются полигоны захоронения твердых бытовых отходов, на которых в установленном порядке могут захораниваться некоторые виды твердых инертных промышленных отходов, в том числе IV класса опасности;
полигоны общегородского (регионального) назначения по обезвреживанию и захоронению токсичных промышленных отходов; полигоны, принадлежащие отдельному или группе предприятий для захоронения токсичных и не токсичных промышленных отходов; отвалы, шламохранилища для складирования (хранения) многотоннажных не используемых промышленных отходов; свалки (санкционированные, несанкционированные).
В соответствии со статьей 16 Закона об охране окружающей среды негативное воздействие на окружающую среду является платным.
Правительство Российской Федерации постановлением от 28.08.92г. №632, сохраняющим силу и подлежащим применению судами, другими органами и должностными лицами (определение Конституционного Суда Российско й Федерации от 10.12.02г. №284-О), утвердило Порядок определения платы и ее предельных размеров за загрязне ние окружающей природной среды, размещение отходов, другие виды вредного воздействия (далее по тексту Порядок), нормы которого конкретизированы в Инструктивно-методических указаниях по взиманию платы за загрязнеие окружающей природной среды (зарегистрированы в Министерстве юстиции Российско й Федерации 24.03.93г. №190; далее по тексту Указания).
Согласно пункту 1 названного Порядка он распространяется на предриятия, учреждения, о рганизации, иностранных юридических и физических лиц, осуществляющих любые виды деятельности на территории Российской Федерации, оказывающей негативное воздействие на окружающую среду, и предусматривает взимание платы за следующие виды вредного воздействия на окружающую природную среду: выброс в атмосферу загрязняющих веществ от стационарных и передвижных источников; сброс загрязняющих веществ в поверхностные и подземные водные объекты; размещение отходов; другие виды вредного воздействия (шум, вибрация, электромагнитные и радиационные воздействия и т.п.).
Пунктом 1.4 Указаний также предусмотрено, что плата за загрязнение взимается с природопользователей, осуществляющих следующие виды воздействия на окружающую природную среду: выброс в атмосферу загрязняющих веществ от стационарных и передвижных источников; сброс загрязняющих веществ в поверхностные и подземные водные объекты, а также любое подземное размещение загрязняющих веществ; размещение
отходов.
Согласно материалов дела, что не оспаривается и лицами, участвующими в его рассмотре нии Общество в процессе осуществле ния уставной деятельности размещало (хранило и захоранивало) отходы третьих лиц на собственном полигоне расположенном по адресу: Ивановская область, Ивановский район, в районе ул. Станкостроителей в 800 м западнее окружной автодороги, Земельный участокс кадастровым номером 37:05:031502:0018 ООО
арендовало соответствии с договором аренды № 5 -2004-юр от 19.02.04г. Постановлением Правительства Российской Федерации о т 16.06.2000г. №461 «О правилах разработки и утве ржде ния нормативов образования отходов и лимитов на их размещение» предусмотрено, что лимиты на размеще ние отходов, разрабатываемые в соответствии с нормативами предельно до устимых вредных воздействий на окружающую природную среду, количеством, видом и классами опасности образующихся отходов и площадью (объемом) объекта их размещения, устанавливают предельно допустимое количество отходов конкретного вида, которые разрешается размещать определенным способом на установленный срок в объектах размеще ния.
В соответствии со статье й 16 Зако на об охране окружающе й среды, статьей 23 Закона об отходах производства и потребления негативное воздействие на окружающую среду является платным.
В Определе нии Конституционного Суда Российско й Федерации от 10.12.02г. №284-О разъяснено, что платежи за негативное воздействие на кружающую среду носят компенсацио нный характер и взимаются за предоставление субъектам хозяйственной и иной деятельности, оказывающей негативное воздействие на окружающую с еду, права производ ить в пределах допустимых нормативов выбросы и сбросы загрязняющих веществ, размещать отходы и оказывать иные виды негативного воздействия.
Постановле нием Правите льства Российско й Федерации от 28.08.92г. №632 утвержден Порядок о пределения платы и ее предельных размеров за загрязнение окружающей природной среды, размещение отходов, другие виды вредного воздействия, который в силу пункта 1 распространяется на предприятия, учреждения, организации, иностранных юридических и физических лиц, осуществляющих любые виды деятельности на территории
Российско й Федерации, связанные с природопользованием, и предусматривает взимание платы за следующие виды вредного воздействия на окружающую природ ную среду: выброс в атмосферу загрязняющих веществ от стацио нарных и пе редвижных ис точ ников; сброс загрязняющих веществ в поверхностные и подземные водные объекты; размещение отходов;
другие виды вредного воздействия (шум, вибрация, эле ктромагнитные и радиационные воздействия и т.п.).
Согласно пункту 6 Порядка определения платы и ее предельных размеров за загрязнение окружающей природной среды, размещение отходов, другие виды вредного воздействия в случае отс утствия у природопользователя оформленного в установленном порядке разреше ния на выброс, сброс загрязняющих веществ, размещение отходов вся масса загрязняющих веществ учитывается как сверхлимитная. Плата за загрязнение окружающей природной среды в таких случ ях определяется в соответствии с пунктом 5 настоящего Порядка (с приме нением пятикратного повышающего коэффициента).
В соответствии со статьей 4 Закона об отходах право собственности на отходы принадлежит собственнику с ырья, материалов, полуфаб рикатов, иных изделий или продуктов, а также товаров ( продукции), в результате ис пользования которых эти отходы образовались. В случае, если отходы оставлены собственником с целью отказаться от права собственности на них, лицо , в собственности, во владении либо в по льзовании которого находится земельный участок, водоем или иной объект, где находятся брошенные отходы, может обратить их в свою собственность, приступив к их использованию или совершив иные действия, свидетельствующие об обращении их в собственность в соответствии с гражданским законодательством.
В представленных в материала дела типовых договорах заключенных ООО с различными лицами указано , что Подрядчик (ООО) принимает на себя обязательство по приемке и захоронению твердых бытовых отходов на принадлежащем ему полигоне, то есть лицо в результате деятельности которого образовались отходы фактически утрачивает на них право
собственности. При этом стоимость по приемке и захоронению отходов определялась Обществом самостоятельно расчетным путем.
Установленных в соответствующем порядке нормативов образования отходов и лимиты на их размещение Общество не имело, представленный в материалы дела проект нормативов образования отходов и лимитов на их размещение , датированный мартом 2004 года, не является документом на основании которого устанавливаются соотвествующие лимиты , так как не утвержде н Ростехнадзором в установленном порядке.
В соответствии со статьей 65 Арб итражного про цессуального кодекса РФ каждое лицо участвующее в деле должно доказать обстоятельства на которые оно ссылается как на основание своих требований, а статьѐй 215 определено, что при рассмотрении дело взыскании обязательных платеже й и санкций арбитражный суд устанавливает, имеются ли основания для взыскания суммы задолженности, полномочия органа, обратившегося с требованием о взыскании, проверяет правильность расчета и размера взыскиваемо й суммы.
Суд, исследовав составле нный Ростехнадзором расчет, положенный истцом в обоснование заявленных требований считает, что доводы ООО о неприменении понижающего коэффицие нта 0,3 необоснованными с учетом следующего:
Данный коэффициент применялся при размещении и захоронении отходов на спе циализированных по лигонах в соответствии с пунктом 26 приказа Ростехнадзора от 05.04.07г. № 204 .Однако приказом Ростехнадзора от 27.03.08г. №182 в выше указанный пункт внесены изменения и с 20.06.08г. было установлено что при сверхлимитном размещении отходов на специализированном полиго не применяется коэффициент равный 1. Так как взыскиваются платежи по итогам 2009 года, то Ростехнадзор при расчете руководствовался действующим на момент совершения нарушения законодательством и правомерно не применил коэффициент 0,3.
Суд отклоняет довод общества о том, что в связи с внесением изменений в статью 18 Закона об отходах (в редакции Федерального зако на от 30.12.08г. №309-ФЗ «О внесении изменений в статью 16 Федерального закона «Об охране окружающей среды» и отдельные законодательные акты Российской Федерации» ООО являясь субъектом малого пред принимательства с 01.07.09г. не должно разрабатывать и утверждать проект нормативов образования отходов и лимитов на их размещение. В пункте 3 статьи 18 Зако на об отходах в редакции Федерального закона от 30.12.08г. №309-ФЗ установлено, что субъекты малого и среднего предпринимательства, в результате хозяйственной и иной деятельности которых образуются отходы, представляют в уполномоченные федеральные органы исполнительной власти или органы исполнительной власти субъекта Российско й Федерации в соответствии с их компетенцией отчетность об образовании, использовании, обезвреживании, о размещении отходов в уведомительном по рядке.
Однако согласно статьи 11 данного Закона индивидуальные предприниматели и юридические лица при эксплуатации пред приятий, зданий, строений, сооружений и иных объектов, связанной с обращением с отходами, обязаны разрабатывать проекты нормативов образования отходов и лимитов на размещение отходов в целях уменьшения количества их образования.
Фактически деяте льность ООО осуществляется в сфере размещения и захоро нения отходов, а по этому Общество обязано разрабатывать и утверждать проект нормативов образования отходов и лимитов на их размещение .
С учетом выше изложенного заявленные в редакции от 10.03.11г. требования подлежат удовлетворению, расходы по госпошлине отнесены на ответчика.
Руководствуясь статьями 110, 167-170 Арбитражного процессуального кодекса РФ суд РЕШИЛ:
1. Заявленные требования в редакции от 10.03.11г. удовлетворить.
2. Взыскать с ООО «Тополь», зарегистрированного в качестве юрид ического лица по адресу г. Иваново, ул. Парижско й Коммуны, д.100, ИНН 3731026779 в доход бюджета плату за негативное воздействие на окружающую с реду в сумме 63 398 749руб. 01ко п., зачисление которой произвести по следующим реквизитам
ИНН 3702060359 КПП 370201001
Получатель: УФК по Ивановской области (Управление Росприроднадзора по Ивановской области)
Счет 40101810700000010001 в ГРКЦ ГУ Банка России по Ивановской области г. Иваново
БИК 042406001
КБК 048 1 12 01000 01 0000 120 «плата за негативное воздействие на окружающую среду»
ОКАТО - по месту нахождения источника негативного воздействия.
3. Исполнительный лист выдать после вступления решения в законную
силу.
4. Расходы по госпошлине отнести на ООО «Тополь».
5. Предложить ответчику в десятидневный срок со д ня вступления решения в законную силу переч ислить в доход бюджета госпошлину в сумме 200 000руб. , представить в суд платежное поручение о еѐ уплате указав на нем номе р дела.
6. При неуплате госпошлины в установле нный срок взыскать еѐ в принудительном порядке через ИФНС России по г. Иваново.
7. Выдать исполнительный лист.
8. Решение может быть обжаловано в течение одного месяца со дня принятия в арбитражный суд апелляционной инстанции (ст.259 АПК РФ), после вступления решения в законную силу - в течение двух месяцев - в арбитражный суд кассационной инстанции – в Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа г. Н. Новгород (ст.276 АПК РФ), в порядке надзора в Высший Арб итражный суд Российско й Федерации по правилам главы 36 Арб итражного