ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН ОТ 14.06.2011 N 141-ФЗ "О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ В КОДЕКС ТОРГОВОГО МОРЕПЛАВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ". Ответственность за ущерб от загрязнения бункерным топливом
23 марта 2001 г. в Лондоне была принята Международная конвенция о гражданской ответственности за ущерб от загрязнения бункерным топливом (далее - Конвенция). Россия присоединилась к ней с принятием Федерального закона от 03.12.2008 N 230-ФЗ "О присоединении Российской Федерации к Международной конвенции о гражданской ответственности за ущерб от загрязнения бункерным топливом 2001 года". Для России Конвенция вступила в силу 24 мая 2009 г.
Положения этого международного документа отражены в новой гл. XIX.1 КТМ РФ об ответственности за ущерб от загрязнения бункерным топливом.
В пп. 3 п. 3 ст. 336.1 КТМ РФ в новой редакции определено, что под бункерным топливом следует понимать любую углеводородную минеральную нефть (включая смазочное масло), используемую или предназначенную для использования в целях эксплуатации или движения судна, а также любые остатки, содержащие такую нефть.
Ущербом от загрязнения считаются:
- любой ущерб, причиненный вне судна загрязнением, которое произошло вследствие утечки или слива бункерного топлива с судна (где бы такие утечка или слив ни произошли);
- расходы на предупредительные меры и причиненный такими мерами последующий ущерб.
При этом ущерб, причиненный окружающей среде, компенсируется лишь в размере расходов на разумные восстановительные меры, которые фактически приняты или должны быть приняты; упущенная выгода не возмещается (пп. 4 п. 3 ст. 336.1 КТМ РФ в новой редакции).
Ответственность за ущерб от загрязнения бункерным топливом по общему правилу несет судовладелец судна, являющегося источником загрязнения (п. 1 ст. 336.1 КТМ РФ в новой редакции). Примечательно, что Конвенция оперирует определением "собственник", под которым понимается не только лицо, владеющее судном на праве собственности, но и бербоут-чартерный фрахтователь, управляющий или оператор. В связи с этим законодатель оправданно использовал в тексте гл. XIX.1 КТМ РФ понятие "судовладелец", более отвечающее требованиям Конвенции (ст. 8 КТМ РФ).
В Законе N 141-ФЗ указано, что судовладелец не несет ответственности за ущерб от загрязнения, если докажет, что ущерб:
- причинен вследствие военных или враждебных действий, гражданской войны, народных волнений либо исключительного по своему характеру, неизбежного и непреодолимого стихийного явления;
- полностью причинен умышленными действиями или бездействием третьих лиц;
- полностью причинен по неосторожности или в результате иных противоправных действий публичных властей, отвечающих за содержание в рабочем состоянии огней и других навигационных средств, при исполнении ими указанной функции;
- полностью или частично причинен потерпевшим лицом умышленно или по неосторожности.
В последнем случае судовладельца могут освободить от ответственности не полностью, а лишь частично (ст. 336.3 КТМ РФ в новой редакции).
Ответственность за инцидент с несколькими судами, повлекший за собой загрязнение бункерным топливом, распределяется между судовладельцами солидарно, если ущерб от загрязнения не может быть разумно разделен между ними (ст. 336.4 КТМ РФ в новой редакции).
Закон N 141-ФЗ устанавливает обязанность страховать или получать иное финансовое обеспечение ответственности за ущерб от загрязнения бункерным топливом (ст. 336.6 КТМ РФ в новой редакции). Такая обязанность распространяется н! а все суда вместимостью больше 1000, и ее размер составляет сумму, равную пределам ответственности собственника судна, которые установлены в п. 1 ст. 359 КТМ РФ.
Документом, подтверждающим, что ответственность застрахована или имеется иное финансовое обеспечение, является свидетельство (ст. 336.7 КТМ РФ в новой редакции). Оно должно быть составлено на русском языке с переводом на английский, французский или испанский язык. Оригинал свидетельства должен всегда находиться на борту судна, а его копию необходимо передать в орган регистрации судна. Эксплуатация судна без свидетельства не допускается (п. 10 ст. 336.7, ст. 336.8 КТМ РФ в новой редакции).
Иск о возмещении ущерба от загрязнения бункерным топливом может быть предъявлен судовладельцу, страховщику или иному лицу, осуществившему финансовое обеспечение судна. Такой иск подается в суд общей юрисдикции или в арбитражный суд РФ по месту причинения ущерба. Судовладелец вправе предъявить регрессное требование к третьим лицам.
Исковая давность для исков о возмещении ущерба от загрязнения судами бункерным топливом составляет не более трех лет со дня причинения ущерба, но не более шести лет со дня инцидента, в результате которого ущерб был причинен (п. 1 ст. 410 КТМ РФ в новой редакции).
В целом нормы гл. XIX.1 КТМ РФ об ответственности за ущерб от загрязнения бункерным топливом схожи с аналогичными нормами гл. XVIII КТМ РФ об ответственности за ущерб от загрязнения с судов с нефтью.
Положения этого международного документа отражены в новой гл. XIX.1 КТМ РФ об ответственности за ущерб от загрязнения бункерным топливом.
В пп. 3 п. 3 ст. 336.1 КТМ РФ в новой редакции определено, что под бункерным топливом следует понимать любую углеводородную минеральную нефть (включая смазочное масло), используемую или предназначенную для использования в целях эксплуатации или движения судна, а также любые остатки, содержащие такую нефть.
Ущербом от загрязнения считаются:
- любой ущерб, причиненный вне судна загрязнением, которое произошло вследствие утечки или слива бункерного топлива с судна (где бы такие утечка или слив ни произошли);
- расходы на предупредительные меры и причиненный такими мерами последующий ущерб.
При этом ущерб, причиненный окружающей среде, компенсируется лишь в размере расходов на разумные восстановительные меры, которые фактически приняты или должны быть приняты; упущенная выгода не возмещается (пп. 4 п. 3 ст. 336.1 КТМ РФ в новой редакции).
Ответственность за ущерб от загрязнения бункерным топливом по общему правилу несет судовладелец судна, являющегося источником загрязнения (п. 1 ст. 336.1 КТМ РФ в новой редакции). Примечательно, что Конвенция оперирует определением "собственник", под которым понимается не только лицо, владеющее судном на праве собственности, но и бербоут-чартерный фрахтователь, управляющий или оператор. В связи с этим законодатель оправданно использовал в тексте гл. XIX.1 КТМ РФ понятие "судовладелец", более отвечающее требованиям Конвенции (ст. 8 КТМ РФ).
В Законе N 141-ФЗ указано, что судовладелец не несет ответственности за ущерб от загрязнения, если докажет, что ущерб:
- причинен вследствие военных или враждебных действий, гражданской войны, народных волнений либо исключительного по своему характеру, неизбежного и непреодолимого стихийного явления;
- полностью причинен умышленными действиями или бездействием третьих лиц;
- полностью причинен по неосторожности или в результате иных противоправных действий публичных властей, отвечающих за содержание в рабочем состоянии огней и других навигационных средств, при исполнении ими указанной функции;
- полностью или частично причинен потерпевшим лицом умышленно или по неосторожности.
В последнем случае судовладельца могут освободить от ответственности не полностью, а лишь частично (ст. 336.3 КТМ РФ в новой редакции).
Ответственность за инцидент с несколькими судами, повлекший за собой загрязнение бункерным топливом, распределяется между судовладельцами солидарно, если ущерб от загрязнения не может быть разумно разделен между ними (ст. 336.4 КТМ РФ в новой редакции).
Закон N 141-ФЗ устанавливает обязанность страховать или получать иное финансовое обеспечение ответственности за ущерб от загрязнения бункерным топливом (ст. 336.6 КТМ РФ в новой редакции). Такая обязанность распространяется н! а все суда вместимостью больше 1000, и ее размер составляет сумму, равную пределам ответственности собственника судна, которые установлены в п. 1 ст. 359 КТМ РФ.
Документом, подтверждающим, что ответственность застрахована или имеется иное финансовое обеспечение, является свидетельство (ст. 336.7 КТМ РФ в новой редакции). Оно должно быть составлено на русском языке с переводом на английский, французский или испанский язык. Оригинал свидетельства должен всегда находиться на борту судна, а его копию необходимо передать в орган регистрации судна. Эксплуатация судна без свидетельства не допускается (п. 10 ст. 336.7, ст. 336.8 КТМ РФ в новой редакции).
Иск о возмещении ущерба от загрязнения бункерным топливом может быть предъявлен судовладельцу, страховщику или иному лицу, осуществившему финансовое обеспечение судна. Такой иск подается в суд общей юрисдикции или в арбитражный суд РФ по месту причинения ущерба. Судовладелец вправе предъявить регрессное требование к третьим лицам.
Исковая давность для исков о возмещении ущерба от загрязнения судами бункерным топливом составляет не более трех лет со дня причинения ущерба, но не более шести лет со дня инцидента, в результате которого ущерб был причинен (п. 1 ст. 410 КТМ РФ в новой редакции).
В целом нормы гл. XIX.1 КТМ РФ об ответственности за ущерб от загрязнения бункерным топливом схожи с аналогичными нормами гл. XVIII КТМ РФ об ответственности за ущерб от загрязнения с судов с нефтью.