Правительство намерено обязать компании при строительстве дорог, ЛЭП и прочих линейных объектов восстанавливать вырубленный лес. Соответствующий законопроект внесён в Госдуму. Об этом на заседании итоговой расширенной коллегии минтранса России заявил спецпредставитель президента по вопросам природоохранной деятельности, экологии и транспорта Сергей Иванов. По его словам, новый закон не только поможет восстанавливать лесные ресурсы, но и будет способствовать развитию такой отрасли, как производство саженцев.
Сегодня по закону любые организации, которые оказывают воздействие на окружающую среду, в том числе — вырубают лес для прокладки дороги, для расчистки территории под линию электропередач, выплачивают компенсационную стоимость. Но только в том случае, если это не зона отчуждения. Тут важно понимать. Если это зона отчуждения, которая заросла лесом, то это территория, которая уже отдана энергетикам. Они когда-то в законном порядке ее оформили, долго за ней могли не ухаживать, и она заросла. Там может уже быть прекрасный лес, а его берут и вырубают. Люди на это смотрят, возмущаются, но, к сожалению, тут сделать ничего нельзя, потому что это требование безопасности. Если деревья оттуда не убрать, то они неизбежно будут время от времени падать и обрывать провода. А вот если речь идет о прокладке новой ЛЭП или новой дороги, и охранная зона справа и слева только еще создаётся, то в этом случае по закону — тот, кто это делает, должен заплатить компенсационную стоимость. Эти средства организация, которая обслуживает лес (в нашем случае — Министерство лесного хозяйства, охраны окружающей среды и природопользования Самарской области), использует на восстановление там и тогда, где и когда посчитает нужным и правильным, профессионально.
Если сейчас принять закон, который обяжет того, кто прокладывает ЛЭП или строит дорогу, восстанавливать лес, то этот закон будет с большой вероятностью бессмысленным. Тут же возникнут вопросы — а где они это будут делать? Они не лесники, они не умеют лес восстанавливать, они дороги строят. У них нет территорий, где можно сажать. Где они будут его сажать? Лесники — да, они понимают, какие территории можно залесить, а если таких территорий уже нет (есть и такие регионы), то они могут потратить эти деньги, например, на создание питомника. Цели-то могут быть разные. Организация, которая занимается этим профессионально, понимает, как рационально потратить средства. А тот, кто дороги строит, откуда он в этом что понимает? Ну заставят их что-то посадить, даже участок предоставят. Но вы представляете, КАК дорожники лес посадят? Или энергетики? Поэтому система выплаты компенсационной стоимости леса — гораздо разумнее. Другое дело, что и при этой системе тоже есть злоупотребления, есть неправильное использование средств, но это уже предмет другого разговора.
Очень разная ситуация в разных регионах. В некоторых регионах работ проводить практически не надо. Где-нибудь в Вологодской области, например. Там затраты на восстановление по большому счёту и не нужны — гораздо эффективнее потратить деньги, например, на питомник. В других регионах, в частности в Самарской области, есть необходимость поддерживать леса в нормативном состоянии. Область у нас лесостепная, 14 % территории покрыто лесом. За последние 30-40 лет этот показатель увеличился на 1 %. Но даже в пределах Самарской области тоже все сильно различается. Вблизи городов, а особенно на территории городов, есть очень серьёзная проблема, связанная с тем, что тихой сапой все эти годы леса захватывались. Захватывались и оформлялись законно, полузаконно и совсем незаконно. И таких злоупотреблений было очень много. Поэтому леса в Самаре и вблизи Самары очень сильно пострадали. Если же мы будем говорить, например, о Сызранском районе (где-нибудь там подальше, на севере), то эти территории и эти леса пострадали гораздо меньше, там большой угрозы нет.