Сообщение
DeadLine » 27 ноя 2012, 13:11
Является ли внесение обеззараженного перепревшего бесподстилочного свиного навоза на поля размещением отходов 4 класса опасности?
Вопрос:
Является ли внесение обеззараженного перепревшего бесподстилочного свиного навоза (в т.ч. как жидкой, так и твердой фракции) на поля размещением отходов 4 класса опасности?
Если да, то в случае, если данные поля находятся в собственности сельскохозяйственных или иных предприятий, необходима ли таким предприятиям лицензия на использование навоза?
По логике и здравому смыслу, перепревший навоз является побочной продукцией - ценным удобрением. Как можно обосновать для контролирующих органов, что:
- внесение навоза - это не размещение отходов, а использование отходов;
- можно ли обосновать, что навоз - это побочная продукция и завершить процесс движения отходов на предприятии процессами обезвреживания и перевода в категорию «продукция» (т.е. внесение навоза - это уже будет использование продукции)? Реально ли разработать технические условия на удобрение и перевести его в разряд продукции?
- если все-таки нельзя обосновать, что навоз является продукцией, то возможна ли схема, при которой использование отхода будет производить свинокомплекс, но на полях, принадлежащих сторонним организациям/предприятиям, для повышения урожайности почв и для рекультивации земель? Что это должен быть в таком случае за договор взаимодействия - договор аренды земель, договор внесения навоза (эта форма не устраивает госорганы) или какая-либо другая форма договора (для того, чтобы исключить необходимость получения лицензии на использование отхода принимающими его организациями/предприятиями).
В противном случае получается, что проще и легитимнее построить очистные сооружения и сливать стоки в реку, чем использовать навоз в качестве удобрения.
Кроме того, государственные органы требуют установления санитарно-защитных зон от полей внесения навоза. Легитимно ли это требование? Как обосновать отсутствие такой необходимости?
Ответ:
Навоз - смесь твердых и жидких экскрементов сельскохозяйственных животных с подстилкой или без нее
Органическое удобрение - удобрение, содержащее органические вещества растительного или животного происхождения
Удобрение - вещество для питания растений и повышения плодородия почвы
(ГОСТ 20432-83 "Удобрения. Термины и определения" утвержден Постановлением Госстандарта СССР от 13.07.1983 г. № 3110)
Использование отходов - применение отходов для производства товаров (продукции), выполнения работ, оказания услуг или для получения энергии (ст.1 Федерального Закона от 24.06.1998 г. № 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления")
Согласно п.5.1 Методических указаний по осуществлению государственного санитарного надзора за системами сбора, удаления, хранения, обеззараживания и использования навоза и навозных стоков животноводческих комплексов и ферм промышленного типа, утвержденных Приказом Главного государственного санитарного врача СССР от 12.03.1980 г. № 2156-80, использованию в качестве удобрения на полях подлежат неразделенный и разделенный на фракции навоз КРС, жидкая и твердая фракции свиного навоза, фугат, избыточный активный ил.
Удобрения должны соответствовать требованиям ГОСТ Р 53117-2008 "Удобрения органические на основе отходов животноводства. Технические условия", утвержденного Приказом Росстандарта от 18.12.2008 г. № 537-ст, изготовляться по технологическим инструкциям с соблюдением требований, установленных нормативными правовыми актами Российской Федерации. До введения соответствующих нормативных актов Российской Федерации - нормативными документами федеральных органов исполнительной власти:
- СанПиН 2.1.7.1287-03 Санитарно-эпидемиологические требования к качеству почвы
- ГН 2.1.7.2041-06 Предельно допустимые концентрации (ПДК) химических веществ в почве
- СанПиН 1.2.1330-03 Гигиенические требования к производству пестицидов и агрохимикатов
- СанПиН 2.6.1.2523-09 Нормы радиационной безопасности НРБ-99/2009
Материальный объект обретает статус "отхода" только тогда, когда сведения о нем включаются самим хозяйствующим субъектом в паспорт отхода и в проект нормативов образования и лимитов на размещение отходов конкретного предприятия при их разработке. Т.е. сам хозяйствующий субъект должен определить, что именно является отходом в результате деятельности его предприятия исходя из требований законодательства, проектных материалов, информации из ФККО, государственных стандартов, технологических регламентов и стандартов предприятия и т.д.
Таким образом, на свинокомплексе образуется отход - навоз от свиней свежий, код по ФККО 13100402 03 01 3 (III класса опасности), который может быть в дальнейшем использован для производства продукции - удобрения органического. Для использования отхода III класса опасности в данном случае необходима лицензия. В дальнейшем внесение органического удобрения на поля, не является размещением отходов 4 класса опасности, поскольку удобрение это уже не отход, а продукция. Внесение удобрений на поля лицензированию не подлежит.
Санитарно-защитные зоны устанавливаются на основании СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 "Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов", утвержденных Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 25.09.2007 г. №74. Требования указанных Санитарных правил распространяются на размещение, проектирование, строительство и эксплуатацию вновь строящихся, реконструируемых промышленных объектов и производств, объектов транспорта, связи, сельского хозяйства, энергетики, опытно-экспериментальных производств, объектов коммунального назначения, спорта, торговли, общественного питания и др., являющихся источниками воздействия на среду обитания и здоровье человека. Следовательно для действующих объектов сельского хозяйства СЗЗ не устанавливается. Более подробные разъяснения по данному вопросу содержаться в Письме Роспотребнадзора от 22.11.2010 г. № 01/16400-0-32 "О разъяснении изменений N 3 в СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03".