Страх перед утилизацией еды сохранился в русском менталитете еще с прошлого века. Да, тогда на нашу долю выпало много бед, это и революцию, и Великая Отечественная война, и сопутствующая ей блокада, и послевоенные годы, начало девяностых с талонами и пустыми полками универсамов. На протяжении всего 20 века голод если и отступал, то ненадолго и даже в сытые года, люди продолжали бережно относиться к каждой хлебной горбушке.
Сейчас ситуация изменилась, магазины полны еды на любой вкус и кошелек. С введением Россией ответных продовольственных санкций, люди, привыкшие к повсеместному фуд-порно, начали возмущаться. Интернет наполнился шутками в стиле «у меня будет свой камамбер с хамоном и пармезаном». Людей вдруг массово охватила паника перед перспективой не есть продукты, которые они до этого могли себе позволить. Возможно, могли, но позволяли ли?
Как часто вы покупали пармезан до этого? Большинство людей даже со средним достатком все так же готовили условное мясо «по-французски» с российским сыром. Да у нас весь новогодний стол еще с советских времен адаптирован под русские продукты или продукты ближнего зарубежья. И мы продолжаем готовить оливье все по тем же бабушкиным рецептам.
Т.е. получается, что возмущение интернет-пользователей беспочвенны? Не совсем, кроме деликатесов мы также ели вполне обычные для российского человека продукты - овощи, мясо и рыбу из ЕС, Канады, США и Австралии. А теперь перестали.
Почему? Потому что санкции. На нас решили надавить, и мы решили давить в ответ. В целях обеспечения безопасности, в целях сохранения суверенности нашего государства. С помощью санкций мы показываем нашим оппонентам, что мы можем справиться без них, а они без нас не могут. Им свой товар девать некуда: продукты, ориентированные на экспорт, гниют на складах, а у нас как был в магазинной тележке российский сыр и яйца из Синявино, так и остался. И не в камамбере дело.
Санкции ввели, а дальше?
А дальше в нашу страну пошла контрабанда. Складывалось впечатления, что на все наши госуказы и законопроекты положили что-то большое и неприличное. В течение всего 2014 и начала 2015 годов в Россию под различными предлогами продолжил проникать санкционный товар. Поначалу мы отправляли запрещенку назад, но наше терпение тоже не бесконечно. Сколько можно терпеть это неуважение?
Потому мы и заявили во всеуслышание: «Хватит!» Раз вашим товарам так необходимо попасть в Россию, пускай – тратьте силы и деньги на логистику, договоры на реализацию и т.п., но товар ваш не дойдет до конечного покупателя, а будет просто уничтожен.
И вопрос здесь не только в принципах, но и в самих продуктах, ввозимых на территорию России нелегально.
Что плохого в контрабанде?
Любой товар, ввозимый на территорию государства, должен иметь соответствующую лицензию и сертификаты. Это фраза из рекламных роликов засела в головах у многих наших граждан. И это правда. Не зря производители обращают такое внимание потребителя на этот пункт - это гарант качества.
Ввезти заведомо запрещенный продукт с документацией, подтверждающей его качество, невозможно. Контрабанду ввозят незаконно, поэтому стараются скрыть все данные, указывающие на того, кто поставил эти продукты. Т.е. никаких документов, лицензий, сертификатов качества быть априори не может. Как следствие, употребление данных продуктов потенциально опасно.
Приведем пример: в Санкт-Петербурге были задержаны 25 контейнеров, каждый из которых весил по 20 тонн. В этих контейнерах под видом химикатов были ввезены мясные продукты из ЕС. Соответственно, продукция поступила к нам нелегально по поддельным документам, и ее качество вызывает много вопросов. Откуда она, и какие последствие несет за собой ее употребление, никто не может сказать. Соответственно, такая продукция подлежит утилизации с целью обеспечения безопасности наших граждан. Мы не знаем, какие болезни повлечет за собой поедание этого мяса, и отравление – это самое незначительное, что может произойти.
Зачем уничтожать, если можно раздать?
Это предложение звучит со всех сторон, и что удивительно такие идеи приходят в голову не только представителям Пятой колонны, которая априори против любых действий наших политиков, но и депутатам ГосДумы. И правда, почему бы не отправить эту еду в Донбасс, например?
Но скажите, чем вам так не угодили жители Донецка? Вы их настолько сильно ненавидите, что готовы травить? Почему если эта еда не соответствует нашим санитарным нормам, мы должны отдавать ее другим людям. Вы думаете, у жителей Донбасса организм иначе функционирует? Тогда они могли бы найти себе пропитание сами – гвозди растворять желудочным соком. Туда же идут предложения и о голодающих детях в детдомах, и о пенсионерах.
Недавно по этому поводу высказался Тема Лебедев. Личность скандальная, любящая вставить свои пять копеек везде. Но даже он привел в пример свою поездку в Чили. Он привез в страну незадеклалированный кусок салями, и, конечно, фитосанитарный контроль не допустил такого нарушения. «Потому что в Чили нельзя привозить еду без декларации. Сантьягские блоггеры не выступили со статьями «Отдайте салямку инвалидам!» Закон суров, хоть и туп».
А что скажет мир?
Это бесчеловечно и негуманно уничтожать продукты, ведь дети в Африке голодают! Но знаете ли вы, что уничтожение продуктов ненадлежащего качества – это повсеместный опыт.
В Индии, например, продукцию ненадлежащего качества также сжигают, растворяют в кислоте и закапывают. Просто индусские садисты! На Украине также хоронят еду - «уничтожение изъятой с обращения продукции — механическая, физико-химическая, биологическая или другая обработка и размещение (захоронение) продукции или ее остаточных компонентов в специально определенных местах».
В Скандинавии тоже сохранились еще продуктовые фашисты. Ежегодно на территории страны уничтожается 400 тысяч тонн продуктов. Это не только просроченные продукты, но и еда, не имеющаяся соответствующей сертификации, либо та, что хранилась, либо перевозилась не правильно. Еду утилизируют, либо сжигают в специальных печах. Опять отсылочка к немецким лагерям? Такие же истории происходят и в соседствующих государствах. В Дании уничтожали мясо, которое «не одобрили» шведы, при этом никто не интересовался тем, пригодна ли еда к употреблению, либо же нет.
А все, видимо, уже забыли, какая была разруха после урагана «Катрина» в Новом Орлеане? Так вот, тогда же британцы отправили в США гуманитарную помощь. Но помощь не дошла до пострадавших. Ее сожгли на ближайшем мусороперерабатывающем заводе. А причины все те же – не соответствует нормам. Таким же проверкам на качество подверглась помощь и из Испании, и Италии, да и израильский сок был уничтожен.
Так что сегодняшнее осуждение этого государственного постановления выглядит неоправданно. Осуждают, просто чтобы осудить. Вы сами хотите есть продукты ненадлежащего качества, выращенные или произведенные непонятно где?
Отсутствие такого товара на наших полках лишь обезопасит наши столы от недоброкачественных яств. А на полках магазинов, наконец, освободится место для наших продуктов, которые будут соответствовать всем стандартам ГОСТа. Мы не только обезопасим наши желудки, но и дадим возможность для местных предприятий, наконец, выйти на рынок.