[Перечень документов] Водные ресурсы

Законодательство в области охраны поверхностных и подземных вод

Модератор: Raccoon


Аватара пользователя
DeadLine
Administrator
Сообщения: 11490
Зарегистрирован: 03 май 2006, 04:37
Откуда: Тюмень
Благодарил (а): 349 раз
Поблагодарили: 578 раз

Re: Перечень документов

Сообщение DeadLine » 12 окт 2011, 06:29

Проект официального отзыва Правительства Российской Федерации на проект федерального закона № 597676-5 «О внесении изменения в статью 65 Водного кодекса Российской Федерации»
Официальный отзыв
на проект федерального закона «О внесении изменения в статью 65 Водного кодекса Российской Федерации»

В Правительстве Российской Федерации рассмотрен проект федерального закона № 597676-5 «О внесении изменения в статью 65 Водного кодекса Российской Федерации» (далее – законопроект).
Законопроектом предлагается изложить пункт 1 части 17 статьи 65 Водного кодекса Российской Федерации в следующей редакции: «1) обработка почвы в сельскохозяйственных целях, в том числе распашка земель;».
Вместе с тем, понятия «обработка почвы в сельскохозяйственных целях» законодательством Российской Федерации не определены, что не позволяет однозначно идентифицировать деятельность, в отношении которой устанавливается запрет.
В связи с чем, это положение в соответствии с подпунктом «в» пункта 4 Методики проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 26 февраля 2010 г. № 96, является юридико-лингвистической неопределенностью (употребление неустоявшихся, двусмысленных терминов и категорий оценочного характера), то есть коррупциогенным фактором.
Кроме того, необходимо принимать во внимание, что действующей нормой части 17 статьи 65 Водного кодекса Российской Федерации уже предусмотрен запрет в отношении распашки земель в границах прибрежных защитных полос водных объектов.
С учетом изложенного, Правительством Российской Федерации законопроект в представленной редакции не поддерживается.



Председатель Правительства
Российской Федерации В. Путин
МинПрироды РФ
Изображение

Аватара пользователя
smold
Прохожий
Сообщения: 89
Зарегистрирован: 11 окт 2007, 12:30
Откуда: Столица русского Севера!
Благодарил (а): 12 раз
Поблагодарили: 22 раза

Re: Перечень документов

Сообщение smold » 24 окт 2011, 14:15

Получить информацию о водном объекте и включении водного объекта в водный реестр РФ можно с помощью Государственного водного реестра РФ
"Суперсанпин" может прочитать любой, а понять - не каждый!
Несущий Благо, Ваш Smold

Аватара пользователя
smold
Прохожий
Сообщения: 89
Зарегистрирован: 11 окт 2007, 12:30
Откуда: Столица русского Севера!
Благодарил (а): 12 раз
Поблагодарили: 22 раза

Re: Перечень документов

Сообщение smold » 16 ноя 2011, 07:05

smold писал(а):Получить информацию о водном объекте и включении водного объекта в водный реестр РФ можно с помощью Государственного водного реестра РФ
Вдобавок, коллеги, еще более полная интерактивная информация по всем водным объектам РФ, включая:
1. Список, карты, сети гидропостов
2. Список, карты водохозяйственных участков
3. Государственный водный реестр, более точный (даже речки с "замухрыжным" названием есть!!!!!!)
4. И другая информация для гидрологов (Запасы воды в снежном покрове, суммарные осадки и влажность почвы)
ОБЯЗАТЕЛЬНО РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!!! и вот что получите:
Изображение

Водные объекты Государственного водного реестра (по состоянию на 29.03.2009)
"Суперсанпин" может прочитать любой, а понять - не каждый!
Несущий Благо, Ваш Smold


Аватара пользователя
ЮВ

За особый вклад в жизнь форума Медаль за развитие форума 3ст. Медаль за развитие форума 1ст.
Moderator
Сообщения: 2314
Зарегистрирован: 05 дек 2010, 07:39
Награды: 4
Откуда: Москва
Благодарил (а): 122 раза
Поблагодарили: 403 раза

Re: Перечень документов

Сообщение ЮВ » 08 дек 2011, 13:58

Федеральный закон от 07.12.2011 N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении"
Принят Закон, устанавливающий правовые основы регулирования отношений в сфере водоснабжения и водоотведения
Федеральный закон определяет, в частности:
  • основные понятия (например, абонент, водоотведение, водоснабжение, коммерческий учет воды и сточных вод, орган регулирования тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения, питьевая вода);
  • полномочия Правительства РФ, федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления в сфере водоснабжения и водоотведения;
  • порядок осуществления горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и водоотведения;
  • содержание договоров горячего, холодного водоснабжения, водоотведения, договора по транспортировке сточных вод;
  • случаи временного прекращения или ограничения водоснабжения, водоотведения, транспортировки воды или сточных вод;
  • порядок обеспечения качества питьевой воды, горячей воды и охраны окружающей среды в сфере водоснабжения и водоотведения;
  • виды деятельности и тарифы в сфере водоснабжения и водоотведения, подлежащие регулированию.
Закон вступает в силу с 1 января 2013 года, за исключением отдельных положений.
Федеральный закон от 07.12.2011 N 417-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ в связи с принятием Федерального закона "О водоснабжении и водоотведении"
Организации, осуществляющие горячее и холодное водоснабжение с использованием централизованных систем горячего и холодного водоснабжения, обязаны обеспечить соответствие качества воды указанных систем санитарно-эпидемиологическим требованиям
Внесены изменения, в том числе в Водный кодекс РФ, Земельный кодекс РФ, Жилищный кодекс РФ, Налоговый кодекс РФ, федеральные законы "Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса", "О теплоснабжении", "Об охране окружающей среды", "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения".
В частности, Федеральный закон "Об охране окружающей среды" дополнен новой статьей, в соответствии с которой при эксплуатации централизованных и нецентрализованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и системы водоотведения должны соблюдаться требования в области охраны окружающей среды.
В Федеральном законе "О теплоснабжении" определены понятия "теплоноситель", "открытая система теплоснабжения (горячего водоснабжения)". Установлено, что потребители, подключенные к открытой системе теплоснабжения (горячего водоснабжения), приобретают тепловую энергию (мощность) и теплоноситель, в том числе горячую воду на нужды горячего водоснабжения, у теплоснабжающей организации по договору теплоснабжения и поставки горячей воды. Существенные условия этого договора устанавливаются правилами организации теплоснабжения, утвержденными Правительством РФ.

Закон вступает в силу с 1 января 2013 года, за исключением отдельных положений

Аватара пользователя
ЮВ

За особый вклад в жизнь форума Медаль за развитие форума 3ст. Медаль за развитие форума 1ст.
Moderator
Сообщения: 2314
Зарегистрирован: 05 дек 2010, 07:39
Награды: 4
Откуда: Москва
Благодарил (а): 122 раза
Поблагодарили: 403 раза

Re: Перечень документов

Сообщение ЮВ » 19 янв 2012, 11:59

Решение Верховного Суда РФ от 21.12.2011 N ГКПИ11-1934 <Об отказе в удовлетворении заявления о признании недействующим пункта 22 Методики исчисления размера вреда, причиненного водным объектам вследствие нарушения водного законодательства, утв. Приказом Минприроды РФ от 13.04.2009 N 87>
ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ от 21 декабря 2011 г. N ГКПИ11-1934

Верховный Суд Российской Федерации в составе:
судьи Верховного Суда Российской Федерации Петровой Т.А.,
при секретаре И.,
с участием прокурора Масаловой Л.Ф.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Ува-молоко" о признании недействующим пункта 22 Методики исчисления размера вреда, причиненного водным объектам вследствие нарушения водного законодательства, утвержденной приказом Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 13 апреля 2009 г. N 87,
установил:
пункт 22 Методики исчисления размера вреда, причиненного водным объектам вследствие нарушения водного законодательства (далее - Методика), утвержденной приказом Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 13 апреля 2009 г. N 87, предусматривает формулу N 10 и ее составляющие для определения массы сброшенного вредного (загрязняющего) вещества в составе сточных вод и (или) загрязненных дренажных (в том числе шахтных, рудничных) вод, при наличии документов, на основании которых возникает право пользования водными объектами, и иных разрешительных документов, предусмотренных законодательством Российской Федерации.
Общество с ограниченной ответственностью "Ува-молоко" обратилось в Верховный Суд Российской Федерации с заявлением о признании указанного нормативного предписания недействующим, полагая, что оно противоречит статье 35 Конституции Российской Федерации, статьям 15 и 1064 Гражданского кодекса Российской Федерации, статьям 77, 78 Федерального закона от 10 января 2002 г. N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды", нарушает права, закрепленные статьями 209, 235 Гражданского кодекса Российской Федерации. Считает, что предусмотренная формулой разность между показателями фактической концентрации вредных (загрязняющих) веществ за период сброса и их допустимой концентрации в пределах норматива допустимого сброса не позволяет достоверно определить сверхнормативную массу сброшенного вещества, поскольку сбрасываемый объем не соответствует разрешенному. По мнению заявителя, при уменьшении объема сброса концентрация вредных веществ значительно увеличивается, что повышает показатель массы сброшенного загрязняющего вещества, с применением которого исчисляется размер вреда, причиненный водному объекту, влечет нарушение права заявителя на возмещение ущерба, соответствующего размеру причиненного вреда.

В представленных письменных возражениях на заявление Министерство природных ресурсов и экологии Российской Федерации, Министерство юстиции Российской Федерации указали, что оспариваемый нормативный правовой акт принят федеральным органом исполнительной власти в пределах его полномочий, действующему законодательству не противоречит.
Выслушав объяснения представителя заявителя К.А., возражения представителей Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации К.Р. и Д., Министерства юстиции Российской Федерации К.М., проверив оспариваемое нормативное предписание на предмет соответствия федеральному закону и иным нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, заслушав заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Масаловой Л.Ф., полагавшей в удовлетворении заявления отказать, Верховный Суд Российской Федерации не находит оснований для признания пункта 22 Методики не соответствующим федеральному законодательству.
Методика, согласно ее пункту 1, утверждена Министерством природных ресурсов и экологии Российской Федерации в соответствии с Водным кодексом Российской Федерации, постановлением Правительства Российской Федерации от 4 ноября 2006 г. N 639 "О порядке утверждения методики исчисления размера вреда, причиненного водным объектам вследствие нарушения водного законодательства" и предназначена для исчисления размера вреда, причиненного водным объектам вследствие нарушения водного законодательства Российской Федерации. Нормативный правовой акт зарегистрирован в Министерстве юстиции Российской Федерации 25 мая 2009 г., регистрационный N 13989, официально опубликован в "Российской газете" 24 июня 2009 г.
Федеральный закон "Об охране окружающей среды" устанавливает, что юридические и физические лица, причинившие вред окружающей среде в результате нарушения законодательства в области охраны окружающей среды, обязаны возместить его в полном объеме в соответствии с законодательством; вред окружающей среде, причиненный субъектом хозяйственной и иной деятельности, возмещается в соответствии с утвержденными в установленном порядке таксами и методиками исчисления размера вреда окружающей среде, а при их отсутствии исходя из фактических затрат на восстановление нарушенного состояния окружающей среды, с учетом понесенных убытков, в том числе упущенной выгоды (пункты 1, 3 статьи 77); определение размера вреда окружающей среде, причиненного нарушением законодательства в области охраны окружающей среды, осуществляется исходя из фактических затрат на восстановление нарушенного состояния окружающей среды, с учетом понесенных убытков, в том числе упущенной выгоды, а также в соответствии с проектами рекультивационных и иных восстановительных работ, при их отсутствии в соответствии с таксами и методиками исчисления размера вреда окружающей среде, утвержденными органами исполнительной власти, осуществляющими государственное управление в области охраны окружающей среды (абзац второй пункта 1 статьи 78).
Из содержания приведенных норм следует, что вред окружающей среде, причиненный субъектом хозяйственной и иной деятельности, должен возмещаться исходя из фактических затрат на восстановление нарушенного состояния окружающей среды, с учетом понесенных убытков, в том числе упущенной выгоды, лишь при отсутствии утвержденных в установленном порядке такс и методик исчисления размера вреда окружающей среде.
Исчисление размера вреда, причиненного водным объектам вследствие нарушения водного законодательства, производится в соответствии с Методикой, утвержденной на основании части 2 статьи 69 Водного кодекса Российской Федерации, и основывается на компенсационном принципе оценки и возмещения размера вреда по величине затрат, необходимых для установления факта причинения вреда и устранения его причин и последствий, в том числе затрат, связанных с разработкой проектно-сметной документации, и затрат, связанных с ликвидацией допущенного нарушения и восстановлением состояния водного объекта до показателей, наблюдаемых до выявленного нарушения, а также для устранения последствий нарушения (пункт 6 Методики).
Следовательно, ответственность за вред, причиненный водным объектам вследствие нарушения водного законодательства, носит компенсационный характер.
Лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере. Под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода) (пункт 1, абзац первый пункта 2 статьи 15 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Таким образом, возмещение вреда, причиненного водным объектам вследствие нарушения водного законодательства, исчисленного на основании Методики, является имущественной ответственностью, предусмотренной гражданским законодательством, основанной на фактических затратах на восстановление нарушенного состояния окружающей среды и денежной оценке потерь экологического характера, связанных с утратой или повреждением компонентов природной среды. В связи с этим доводы заявителя о том, что ответственность носит штрафной, а не компенсационный характер и нарушает его права собственника (статьи 209 и 235 Гражданского кодекса Российской Федерации), являются необоснованными.
Статья 6.2 Федерального закона от 3 июня 2006 г. N 73-ФЗ "О введении в действие Водного кодекса Российской Федерации" предусматривает, что до утверждения в соответствии со статьей 35 Водного кодекса Российской Федерации нормативов допустимого воздействия на водные объекты нормирование содержащихся в сбросах сточных вод и (или) дренажных вод веществ и микроорганизмов осуществляется на основании предельно допустимых концентраций химических веществ, радиоактивных веществ и микроорганизмов и других показателей качества воды в водных объектах.
Нормативы качества окружающей среды устанавливаются для оценки состояния окружающей среды в целях сохранения естественных экологических систем, генетического фонда растений, животных и других организмов (часть 1 статьи 21 Федерального закона "Об охране окружающей среды").
Из приведенных норм следует, что нормативы качества окружающей среды устанавливаются в форме нормативов предельно допустимых концентраций вредных веществ как предельных величин допустимого содержания этих веществ в окружающей среде, несоблюдение которых приводит к ее загрязнению и причинению вреда. В связи с этим оспариваемая заявителем формула, определяющая массу сверхнормативного сброшенного загрязняющего вещества в объеме сброса сточных вод в целях последующего исчисления размера вреда, включающая разность между показателями средней фактической за период сброса концентрации вредного (загрязняющего) вещества в сточных водах и допустимой концентрации в пределах норматива допустимого сброса, действующему законодательству не противоречит.
Довод заявителя о том, что достоверный результат массы сверхнормативного сброса может быть определен лишь в случае, если сбрасываемый объем сточных вод соответствует разрешенному, лишен правовых оснований.
Статьей 23 Федерального закона "Об охране окружающей среды" предусмотрено, что нормативы допустимых выбросов и сбросов веществ и микроорганизмов устанавливаются для стационарных, передвижных и иных источников воздействия на окружающую среду субъектами хозяйственной и иной деятельности исходя из нормативов допустимой антропогенной нагрузки на окружающую среду, нормативов качества окружающей среды, а также технологических нормативов.
Таким образом, нормативы предельно допустимых сбросов вредных веществ в водные объекты устанавливаются для субъектов хозяйственной и иной деятельности исходя из недопустимости превышения предельно допустимых концентраций вредных веществ в водных объектах, и поэтому данный количественный показатель не имеет определяющего значения при нарушении нормативов качества воды в этих объектах.
Нормативных правовых актов, имеющих большую юридическую силу, которые бы устанавливали иной, чем предусмотрено формулой N 10, порядок определения массы сброшенного загрязняющего вещества, не имеется.
Статья 35 Конституции Российской Федерации, а также статьи 15, 1064 Гражданского кодекса Российской Федерации данные правоотношения не регулируют, в связи с этим утверждение заявителя о противоречии оспариваемых положений этим нормам нельзя признать обоснованным.
С учетом изложенного и руководствуясь статьями 194 - 199, 253 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, Верховный Суд Российской Федерации
решил:
в удовлетворении заявления общества с ограниченной ответственностью "Ува-молоко" о признании недействующим пункта 22 Методики исчисления размера вреда, причиненного водным объектам вследствие нарушения водного законодательства, утвержденной приказом Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 13 апреля 2009 г. N 87, отказать.

Решение может быть обжаловано в Кассационную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в течение десяти дней со дня его принятия в окончательной форме.

Судья Верховного Суда
Российской Федерации
Т.А.ПЕТРОВА

Аватара пользователя
ЛёхаСолнышкин

Медаль за развитие форума 3ст.
Верховный гуру
Сообщения: 2946
Зарегистрирован: 21 фев 2008, 20:19
Награды: 1
Откуда: с. Кручи
Благодарил (а): 162 раза
Поблагодарили: 233 раза

Re: ЗСО артскважины

Сообщение ЛёхаСолнышкин » 25 янв 2012, 13:50

РЕКОМЕНДАЦИИ К РАЗРАБОТКЕ ОСНОВНЫХ ПОЛОЖЕНИЙ ПО ПРОЕКТИРОВАНИЮ ЗОН САНИТАРНОЙ ОХРАНЫ ПОДЗЕМНЫХ ВОД НА СРЕДНЕМ УРАЛЕ
Утверждены

Министерством

здравоохранения РСФСР



ВСТУПЛЕНИЕ



Одним из сложных и трудных для решения вопросов в области коммунально-санитарной службы справедливо считается разработка основных положений к проектированию зон санитарной охраны источников питьевого водоснабжения.

Большое разнообразие материалов, которые требуются при установлении зон санитарной охраны водоисточников (исследования топографические, геологические, гидрогеологические, климатометеорологические, гидрохимические и др.), весьма усложняет эту работу.

Свердловский институт гигиены труда и профпатологии собрал большой материал, обобщил его и публикует в очень кратком изложении в порядке обмена опытом.

Уральские работы по санитарной охране питьевых водоисточников представляют, прежде всего, краевой интерес, хотя могут быть использованы и при решении организационно-методических вопросов в условиях, близких к уральским.

Установление зон санитарной охраны имеет своей целью обеспечить санитарную надежность водоисточника. Это означает постоянное наличие высоких качеств воды в источнике, зависящее, главным образом, от:

а) типа водоисточника (открытый водоем, подземные воды);

б) условий и особенностей формирования воды;

в) санитарного состояния территории питания водоисточника и водозаборных сооружений, т.е. от выполнения режима, устанавливаемого для зон санитарной охраны.

Многолетний опыт изучения уральских подземных вод позволяет сделать вывод о том, что, несмотря на выраженную индивидуальность водоисточников, существует возможность объединить их в группы. Каждая группа представляет особую санитарную разновидность подземных вод, т.е. как бы особый их тип в санитарно-гигиеническом отношении.

Таких групп или типов подземных вод насчитывается на Среднем Урале десять.

В основе распределения подземных вод, используемых для питьевых нужд, на группы лежат их качественные особенности. Эти особенности складываются, во-первых, в результате свойственного данным водам их генеза - происхождения, с другой стороны, они находятся в зависимости от наличия или отсутствия связи подземных вод с открытыми водоемами.

Рассмотрение каждой группы подземных вод позволит яснее представить объем исследований при разработке зон санитарной охраны для водоисточника и путь, которым необходимо следовать при решении этой задачи.

Первое, с чего приходится начинать санитарное обследование к установлению зон - знакомство с общей характеристикой района бурения скважин, с природными особенностями местности и с перспективой его промышленного развития.

Второе - изучение материалов, относящихся к бурению скважин (геологические, геохимические и гидрогеологические особенности района бурения скважин).

На следующей стадии производства работ внимание должно быть сосредоточено на результатах гидросанитарных исследований (гидрохимическая и гидробактериологическая характеристика воды, подаваемой скважинами).

В заключительной стадии необходимо подвергнуть тщательному рассмотрению все собранные материалы, дать им соответствующую оценку, а если необходимо, то перепроверить, пополнить их и только после этого приступить к разработке зон и санитарных мероприятий по зонам.



ФАКТОРЫ, ВЛИЯЮЩИЕ НА РАЗРАБОТКУ ОСНОВНЫХ ПОЛОЖЕНИЙ

ПО ПРОЕКТИРОВАНИЮ ЗОН САНИТАРНОЙ ОХРАНЫ



1. Бурение скважин



Бурение скважин само по себе представляет санитарный интерес, имеет большое значение и может сказаться серьезно на организации зон санитарной охраны.

Существует два основных вида бурения пород - сплошное разрушение породы (сплошным забоем) и колонковое.

При колонковом бурении разрушается кольцевое пространство у стенок скважины, а внутренний цилиндрик породы извлекается неразрушенным.

При сплошном разрушении порода извлекается в виде шлама. Извлечение производится двумя способами либо периодически путем подъема желонки (металлического ведра), наполняемого сухим шламом, или же шлам извлекается непрерывно с помощью струи промывной воды, нагнетаемой в скважину.

Последний способ извлечения шлама, как показала практика, при известных условиях может оказать свое влияние на оценку водоисточника и на решение вопроса о зонах его санитарной охраны.

Для размывания и извлечения разрушенной породы обычно пользуются водой из ближайшего источника. В этом случае участок, примыкающий к скважине, и сама скважина загрязняются теми специфическими веществами, которые могут быть в промывной воде.

Так и произошло на участке бурения скважин для одного из городов Урала. При организации бескернового бурения скважины, сопровождавшегося удалением разрушенной породы с помощью промывки, была использована речная вода, содержавшая высокие концентрации хрома.

Скважины бурились в долине реки, загрязненной сбросом сточных вод завода хромовых солей, поэтому раньше всего возник вопрос о наличии гидравлической связи между загрязненной рекой и скважиной. Вопрос разрешился после тщательных лабораторных исследований образцов воды, которая могла здесь участвовать. После длительной откачки хрома в воде из скважин не оказалось.

Подобных загрязнений избегнуть не трудно, если руководители работ и рабочие будут осведомлены о последствиях влияния загрязнений на качество воды. Полезно потому организовывать для рабочего состава, участвующего в бурении и оборудовании скважин, специальные занятия, подготовлять инструкции и памятки.

При бурении скважин очень важно достигнуть полной изоляции водоносного горизонта от проникновения в него поверхностных загрязнений. С этой целью между стенками обсадной трубы и скважиной производят заполнение промежутка быстро затвердевающим цементным раствором. Таким образом обеспечивается хороший контакт между стенками скважины и обсадной трубой, устанавливается непроходимость для проникновения поверхностных вод вглубь.

Необходимо указать и на такие загрязнения, которые являются следствием неподготовленности территории водосбора к эксплуатации. Так, в отдельных случаях бурение скважин производится на участках, ранее использовавшихся для добычи нерудоископаемых (каменоломни), или в сильно заболоченной местности. Наконец, нужно иметь в виду возможность порчи подземных вод, ранее бывших чистыми, в результате сброса вновь построенными промышленными предприятиями их сточных вод в колодцы поглощающего типа. Предприятие может возникнуть за пределами зоны второго пояса, установленной для ближайшего водоисточника, и тем не менее вред от него будет сказываться ощутительно.

Организация питьевого водоснабжения путем эксплуатации подземных вод находится, следовательно, раньше всего в прямой зависимости от развития техники бурового дела и от наличия у сотрудников гидрогеологической партии понимания санитарных требований, которых нужно придерживаться при бурении скважин.

Необходимо учитывать, что буровое дело требует порой длительного срока для выполнения отдельных заданий, особенно при наличии трудно проходимых пород (четвертичные отложения с их пестрым составом и чередованием песчаных и глинистых прослоек).



2. Загрязнение воды в скважинах при эксплуатации



Не имея в виду излагать подробный перечень возможных причин, встречающихся на практике при загрязнении подземных вод, укажем на некоторые из них:

а) загрязнения, связанные с производством буровых работ и с оборудованием скважин;

б) загрязнения, являющиеся следствием неподготовленности территории водосбора скважин к эксплуатации;

в) загрязнения, вызываемые неудовлетворительной эксплуатацией хозяйства в целом.

В последнее время пришлось встретиться с необычным приемом увеличения водоподачи из эксплуатируемых скважин с так называемым "торпедированием". Дебит эксплуатационных скважин с течением времени снижается. Происходит это потому, что вследствие коррозии и заиливания перфорированные трубы скважин в значительной степени утрачивают свою способность всасывания воды.

Применение специального аппарата для торпедирования скважины, потерявшей свой нормальный дебит, обеспечивает это восстановление.

Заимствованный из практики нефтяников этот прием подлежит специальному санитарному изучению.

Отдельные вопросы, которые здесь могут представить интерес, касаются образования и удаления шлама, откачки скважины "на выброс", организации ее дезинфекции, установления связи данного водоносного горизонта с другим горизонтом. В этом последнем случае могут затрагиваться вопросы, связанные с установленными уже ранее для данной скважины зонами санитарной охраны.

При установлении границ санитарной охраны для подземных вод большое значение имеет удаленность очагов загрязнения подземных вод от места их захвата и подачи на поверхность. После того, как степень удаленности очагов загрязнения установлена, возникает вопрос, может ли и как скоро загрязнение, проникшее в подземные воды, достигнуть места подъема воды на поверхность.

Скорость движения подземного водопотока находится в прямой зависимости от проходимости для воды пород и в этом отношении она сильно колеблется. В мелкозернистых песках скорость движения представляет собой ничтожную величину, измеряемую сантиметрами в сутки. Что же касается твердых пород, отличающихся крупной трещиноватостью, то скорость движения воды в них может измеряться уже километрами в сутки.

Тщательно организованный сбор материалов и знакомство с геологическими и гидрогеологическими особенностями района питания водоисточника облегчают его санитарную оценку. Вместе с тем они служат обоснованием к установлению тех или иных границ зон санитарной охраны и для определения важнейших санитарных требований.



3. Искусственное пополнение запасов подземных вод



Весьма интересным и практически ценным начинанием представляется искусственное пополнение запасов подземных вод путем поверхностного напуска речных вод с последующей их инфильтрацией на участках расположения буровых скважин.

Прием этот в литературе уже получил свою оценку, хотя в условиях Урала он не имеет еще распространения, а, стало быть, и опыта.

Возникает надобность рассматривать это явление как новую разновидность подземных вод с присущими им особенностями в смысле организации санитарной охраны. Совершенно очевидно, что зона будет иметь здесь своеобразный и комбинированный характер.

В зону второго пояса должна быть включена, во-первых, вся территория, служащая водосбором для питания скважин. (Границы площади водосбора устанавливаются гидрогеологической службой.) Кроме того, в зону второго пояса должен быть включен и отрезок реки, в пределах которого загрязнения речных вод могут достигать района скважин. Для решения этого вопроса потребуется постановка специальных санитарных исследований.

Что касается участка реки, лежащего выше, за пределами зоны второго пояса, то он подлежит включению в зону наблюдений, т.е. в зону третьего пояса. Третий пояс в санитарном законодательстве нужно сохранить и не из соображений только противоэпидемических, а в целях санитарно-гигиенических, в частности, для своевременного установления возможного загрязнения рек и по другим соображениям (изучение минерального состава речной воды, содержания микроэлементов, использования речных вод для пополнения запасов подземных вод и т.д.).



4. Расположение скважин на территории населенного пункта.

Использование в качестве источников питьевого

водоснабжения шахтных вод



Уральский опыт организации питьевого водоснабжения имеет не менее 10 объектов, где источниками питьевого водоснабжения являются скважины, расположенные непосредственно на территории населенного пункта, в гуще жилых кварталов, или где в качестве питьевых вод использовались шахтные воды.

Во всех этих случаях не было возможности должным образом установить зоны санитарной охраны второго пояса, хотя качество воды, особенно в бактериальном отношении, и удавалось поддерживать в удовлетворительном состоянии в пределах ГОСТа.

В основу мероприятий, поддерживавших относительное благополучие, были положены:

1. Обязательная эффективная дезинфекция подаваемой воды.

2. Установление жесткого режима в пределах зоны первого пояса, которая во всех случаях устанавливалась.

3. Осуществление плана специально разработанных мероприятий по санитарной очистке от нечистот и отбросов всей территории водосбора скважин или района образования шахтных вод.

Как в составе шахтных вод, так и в воде, подававшейся скважинами, приходилось встречаться с высокими и очень высокими концентрациями железа. Причиной указанного положения была неравномерность откачки шахтных вод и воды из скважин. При нормальной откачке содержание в воде железа не превышало допустимой концентрации (0,3 мг/л).



5. Охрана подземных вод от нерациональной эксплуатации



Гигиенисты проявляют заботу не только в отношении санитарной охраны подземных вод, но и с точки зрения физической охраны их от неразумной эксплуатации, от расхищения.

Состоявшееся в декабре 1959 года при Министерстве коммунального хозяйства Российской Федерации совещание по охране и рациональному использованию подземных вод приняло важное постановление.

Совещание отразило в своем постановлении линию и пути организации охраны и рационального использования подземных вод. В практике наблюдаются случаи, когда от использования подземных вод для питьевых нужд отказываются только потому, что их, якобы, не хватает, по данным гидрогеологических исследований. Между тем, при ближайшем рассмотрении заявки на потребность в воде оказывается, что главный расход воды падает не на питьевые, а на производственные нужды, на поливку улиц, пожаротушение и т.д.

Намерение нерационально использовать качественные подземные воды приводит к необходимости искать решения вопроса в эксплуатации поверхностных вод, порой далеко некачественных. Все это отражается, конечно, и на организации зон санитарной охраны. Обычно одновременно с изысканием подземных вод проводятся исследования и выполняются работы по организации зон санитарной охраны участка, гидрогеологически изучаемого. При отказе от подземных вод, в силу их маловодности, скважины забрасываются, становится также ненужной и вся подготовительная, уже выполненная работа по разработке зон санитарной охраны.

Буровые работы переносятся в таком случае на другой участок, иногда в другой район. Что же происходит со скважинами, здесь пробуренными? Они остаются без использования, в положении "резерва" на какой-то совершенно неопределенный срок. Может быть, следовало бы построить на таком участке дом отдыха, детский лагерь, санаторий, словом, по-хозяйственному решить использование вложенного труда, средств, материалов. Это особенно необходимо иметь в виду в горных местностях, где организация водоснабжения вблизи водоразделов вырастает в большую и сложную проблему.

Итак, борьба за качество питьевой воды, за экономное и разумное ее расходование становится задачей не только благоустроителей, проектировщиков, сантехников, но и гигиенистов и санитарных врачей.

К этому обязывает все более усиливающийся расход питьевых вод и ограниченность их природных ресурсов на Среднем Урале.



РАСПРЕДЕЛЕНИЕ СРЕДНЕ-УРАЛЬСКИХ ПОДЗЕМНЫХ ВОД ПО ГРУППАМ



Первая группа



Грунтовые воды



Зона первого пояса для каждой скважины устанавливается в отдельности радиусом от 30 до 50 м, в зависимости от наличия различных сооружений, т.е. от фактической надобности в площади.

При близком расположении скважин друг к другу зона первого пояса может быть общей для двух, трех скважин.

В конкретно складывающихся условиях, где зона второго пояса ограждается и находится под специальной постоянной охраной, зона первого пояса не выделяется.

Ко времени пуска в эксплуатацию скважин обязательно должна быть подготовлена в санитарном отношении зона первого пояса. Бактериальное загрязнение территории и водоисточника становится здесь крайне опасным. Чем чище водоисточник сам по себе, тем опаснее становится его загрязнение (заражение патогенной микрофлорой). Не встречая микробов антагонистов, проникшая в водоисточник патогенная микрофлора, в частности дизентерийная палочка, длительное время сохраняется в воде.

Участок территории, на который распространяется депрессия, должен находиться под особой санитарной охраной. Такой участок следует выделять, включая его в зону второго пояса повышенных требований. Полезно было бы восстановить практиковавшееся ранее подразделение зоны второго пояса на зону обычных и повышенных требований.

Нельзя, конечно, согласиться с тем, что зону второго пояса достаточно ограничить участком депрессии, как это предлагают некоторые авторы. Осуществление этого предложения означало бы исключение площади водосбора из-под санитарного наблюдения, так как санитарная охрана распространялась бы лишь на площадь так называемой разгрузки.

Совершенно очевидно, что такая практика должна повлечь за собой различное использование площади водосбора с созданием благоприятных условий для ее загрязнения.

Так как грунтовые воды часто совершенно не защищены или недостаточно защищены от загрязнения с поверхности земли, то должно уделяться особое внимание разработке конкретных санитарных мероприятий по благоустройству и охране от загрязнений всей территории, включаемой в зону второго пояса.

Грунтовые воды быстро реагируют на выпадение атмосферных осадков, поэтому они требуют обеспечения водопроводных сооружений установкой для дезинфекции воды, а в отдельных случаях и полной предварительной обработки воды по общепринятой схеме.



Вторая группа



Артезианские (напорные) воды



Зона первого пояса имеет обычный характер и размеры для каждой из скважин.

Зона второго пояса охватывает область питания, область накопления и область разгрузки. Последняя входит в состав зоны второго пояса повышенных требований.

Зона второго пояса устанавливается на основании специальных гидрогеологических исследований.

За последние годы вопросы, связанные с установлением границ зон санитарной охраны источников питьевого водоснабжения, привлекли внимание ряда инженерно-технических работников (Руффель, Гуляев, Белицкий, Салтыков). Естественно, что эти исследователи внесли свое инженерное понимание и толкование границ зон санитарной охраны, в частности, при определении границ второго пояса.



Третья группа



Воды мелкого и глубокого залегания,

используемые водопроводами одновременно



В одном случае длительное и широко поставленное бурение глубоких скважин не решало вопроса. Дополнительно были использованы грунтовые воды мелкого залегания.

Воды глубокого залегания не подвергались очистке, а воды грунтовые мелкого залегания проходили деферризацию и в дальнейшем смешивались с водами глубокого залегания.

Интересно отметить, что смешение в резервуарах чистой воды вод глубокого и мелкого залегания оказалось полезным с точки зрения состава воды. В нашем случае природная вода, подаваемая глубокими скважинами, имела очень высокие концентрации фтора (больше 1,5 мг/л), которые при смешивании усреднялись и не превышали 0,5 - 0,7 мг/л.

Помимо обычных зон первого пояса, установленных для каждой из скважин в отдельности, зона первого пояса установлена была и для вод мелкого залегания (галереи ключей).

В зону второго пояса вошли две площади водосбора:

а) площадь водосбора глубинных вод и

б) -"- -"- грунтовых вод мелкого залегания (родниковые воды).

Зона второго пояса для вод грунтовых (мелкого залегания) установлена орографически, с охватом бассейна и питания. Зона второго пояса для вод напорных (глубокого залегания) не была установлена вследствие особой сложности геологических условий местности и незаселенности района.

Разработаны санитарные мероприятия в пределах площади депрессии, установленной для глубоких скважин.

За пределами площади депрессии установлена зона третьего пояса (зона наблюдений).

Принятых решений, как показала практика, было достаточно. В пределах зоны третьего пояса на протяжении ряда лет ничего не построено и нет оснований ожидать здесь промышленного и жилищно-бытового строительства в ближайшие годы.



Четвертая группа



Зависимость зоны второго пояса

от тектонического сброса пород



Геологический сброс представляет собой разновидность тектонических смещений горных пород.

В одном случае смещение происходит по вертикальной трещине, в другом случае - по трещине, имеющей круто наклонный характер. Наблюдается и ступенчатый сброс.

Независимо от направления, которое смещение приняло, оно оказывает огромное влияние на организацию зон второго пояса санитарной охраны подземных водоисточников, расположенных в районе тектонических смещений горных пород.

При установлении зон санитарной охраны для скважин в районе, граничащем с Южным Уралом, пришлось встретиться с типично выраженным тектоническим сбросом. В силу тектонических процессов геологические и гидрогеологические условия приняли здесь чрезвычайно изменчивый характер в скважинах, расположенных рядом.

Особенно интересными в санитарно-гигиеническом отношении явились скважины питьевые за N 2, 5, 11, 25 и разведочная скважина N 383.

В скважине N 2 водоносными породами служат сланцы, залегающие под слоем делювиальных отложений. Толщина сланцев 30 - 60 м. Общая глубина скважины 150 м.

Расположенная рядом разведочная скважина N 383 пробурена на глубину 313 м. Скважина пересекла целую свиту горных пород, не встретив, однако, сланцев. Указанное обстоятельство нашло свое объяснение в наличии тектонического сброса.

В районе бурения скважин образовались отдельные подземные артезианские бассейны для питьевых скважин второй и пятой.

Совершению особый бассейн питания был установлен для скважин одиннадцатой и двадцать пятой.

Таким образом, на небольшом участке земли, в пределах 6 кв. км, для четырех скважин пришлось организовать три различных зоны санитарной охраны второго пояса.



Пятая группа



Воды глубокого залегания (возможен контакт

площади их питания с открытым водоемом)



Скважины располагаются в надпойменной речной террасе. Зона второго пояса охватывает площадь питания скважин. Вышележащий участок реки включается в зону наблюдений (зона третьего пояса).

Район представляет собой горную местность. Подземные воды сосредоточиваются в песчаниках пермо-карбона, прикрыты аллювиальными песчано-галечными отложениями и располагаются в пределах первой надпойменной речной террасы.

Песчаники и песчано-галечные отложения гидравлически связаны между собой, между ними нет водонепроницаемого слоя.

Коренные породы, подстилающие рыхлые отложения, представлены кремнистыми песчаниками пермского возраста, прослойками известняков, конгломератов и образуют второй водоносный горизонт. Эти воды являются напорными.

Между вторым водоносным горизонтом и первым водоносным горизонтом существует гидравлическая связь.

На выпадение атмосферных осадков (дождя) и на весеннее таяние снега скважины быстро реагируют повышением уровня воды. Следовательно, площадь питания скважин располагается в непосредственной к ним близости. Иначе говоря, граница второго пояса санитарной охраны не будет удаленной от места положения скважин.

Для того, чтобы ограничиться установлением зоны санитарной охраны второго пояса в пределах площади питания, связанной с надпойменной речной террасой, необходимо было установить для откачки скважин жесткий режим. При этом режиме уровень воды в скважинах всегда должен быть выше уровня воды в реке. Невыполнение жесткого режима откачки скважин потребовало бы распространения зоны второго пояса на участок реки, расположенный выше, вплоть до того пункта, откуда загрязнения могут подходить к месту расположения скважин.

Включение вышележащего участка реки в зону наблюдений целесообразно даже при установлении жесткого режима откачки скважин.



Шестая группа



Подрусловые воды. Зона второго пояса устанавливается

одновременно для площади питания скважин и участка реки



Качественная характеристика воды, подаваемой скважинами, находится в прямой зависимости от питания скважин атмосферными водами и от напуска речной воды в район расположения скважин.

В санитарной практике встречаются различные случаи, когда речная вода поступает в район расположения скважин и, конечно, оказывает влияние на них. Наиболее часто встречается такое положение, когда скважины размещаются в пойме реки или в междуречьи, т.е. в пойме двух рек. В этих условиях в период половодья скважины подтопляются, а вся территория их расположения затопляется.

В последние годы приходится наблюдать стремление организовать искусственный напуск речной воды в район расположения скважин путем создания для этой цели специальных канав.

Вне зависимости от того, какого происхождения будет влияние речных вод на скважины (естественное, искусственное), в зону второго пояса приходится включать:

а) бассейн питания скважин атмосферными водами;

б) участок реки на том его протяжении, с которого проникшие в водоем загрязнения могут достигать района расположения скважин.



Седьмая группа



Локальный карст. Зона санитарной охраны

имеет сложный комбинированный характер



Северная часть Среднего Урала вызывает большой интерес в смысле организации зон санитарной охраны в силу особых гидрогеологических условий, которые в нашей практике редко встречаются, но которые в конечном итоге требуют своеобразной комбинированной и очень сложной зоны санитарной охраны подземных вод второго пояса.

Основными водоисточниками, принятыми для целей питьевого водоснабжения северного района Среднего Урала, являются трещинно-карстовые воды.

Эти воды сосредоточиваются в закарстованном, четко оконтуренном бассейне на площади в 360 кв. м. Они представляют собой так называемый локальный карст - мощный источник водоснабжения всего района.

Вследствие обширной закарстованности местности в зону второго пояса входят: площадь водосбора и непосредственно прилегающий к площади водосбора участок реки. Удаленный верхний участок реки подлежит включению в зону наблюдений (зона третьего пояса).



Восьмая группа



Гидроминеральная база средне-уральских курортов



Грязевой курорт



Питьевые скважины и гидроминеральная база курорта (озеро) находятся между собой в тесной связи. Будучи гидроминеральной базой курорта, озеро должно быть включено в зону первого пояса. Однако выдержать такой режим практически не удается, поэтому целесообразно включить озеро в зону второго пояса повышенных требований.

Для питьевых скважин, расположенных на берегу озера, устанавливаются: зоны первого пояса обычного размера и зона второго пояса в пределах бассейна питания скважин. Береговая граница зоны второго пояса скважин оказывается общей с озером.

Устанавливается и зона третьего пояса, в состав которой входит участок, подлежащий санитарному наблюдению в целях предупреждения от загрязнения гидроминеральной базы курорта, питьевых водоисточников и прилегающей территории.



Питьевой курорт



Пресный и минеральный источники питьевого курорта пользуются водой различных горизонтов.

Пресный источник пользуется грунтовой водой свободно залегающей.

Минеральный источник пользуется артезианской (напорной) водой.

Для каждого водоисточника устанавливаются свои зоны первого и второго поясов.

Зоны первого пояса устанавливаются в обычном порядке.

Зоны второго пояса устанавливаются: для пресного водоисточника орографически, а для минерального источника строго на основании специальных гидрогеологических исследований.

Устанавливается и зона третьего пояса в целях организации санитарных наблюдений за пределами зоны второго пояса.



Девятая группа



Подземные воды, залегающие под населенным пунктом



Скважины пробурены внутри населенного пункта. Для каждой из скважин устанавливается зона первого пояса и определяются, по возможности, воронки депрессии для того, чтобы в пределах депрессии была полностью устранена возможность загрязнения подземных вод.

Зона второго пояса не устанавливается в связи с фактической невозможностью ее осуществления.

Разрабатывается специальный санитарный режим по благоустройству населенного пункта, с особо тщательно организуемой плановой очисткой его от нечистот и отбросов.

Внутригородские скважины рассматриваются как источники временного назначения, действующие и сохраняющиеся на период организации питьевого водоснабжения из постоянного водоисточника.



Десятая группа



Шахтные воды меднорудных и золоторудных месторождений



Эти подземные воды близки к водам открытых водоемов как по характеру их формирования, так и по возможности их загрязнения.

В геологическом и гидрогеологическом отношении подземные воды этого типа отличаются крайним разнообразием, изменчивостью и быстротой реакции на проникновение дождевых и талых вод.

Использоваться для питьевых нужд могут лишь шахтные воды неэксплуатируемых шахт, выработанных или находящихся в резерве. Пуску в эксплуатацию в качестве питьевого водоисточника предшествует длительная откачка шахты "на выброс".

Устанавливается зона первого пояса. Обязательно требуется эффективно действующая дезинфекционная установка.

Зона второго пояса не устанавливается в связи с фактическим отсутствием условий для ее осуществления.

Организуется система мероприятий по планомерно проводимой очистке от фекальных нечистот и отбросов со всей территории, с которой поступают в шахту подземные и надземные воды.



О РАЗВИТИИ САНИТАРНО-ГИДРОГЕОЛОГИЧЕСКИХ ЗНАНИЙ



Общая гидрогеология, раскрывая закономерности подземных вод, служит основой для выявления и тех закономерностей, которые, по существу, составляют санитарную ее часть, особый раздел гидрогеологии, мы бы сказали - санитарную гидрогеологию.

Общая гидрогеология обусловила в свое время возникновение и развитие на ее основе инженерной гидрогеологии.

На тех же основаниях, следуя тем же практическим нуждам и принципам, может разрабатываться, развиваться и углубленно решать присущие ей задачи и санитарная гидрогеология.

Судя по уральским работам, круг вопросов, подлежащих рассмотрению в разделе "Санитарная гидрогеология", может стать весьма разнообразным и очень важным по существу.

Укажем только на некоторые из встретившихся нам вопросов:

1. Обводнение района расположения скважин путем искусственного напуска речных вод.

2. Изучение подрусловых вод, а также состава речных вод, участвующих в их питании.

3. Обогащение подземных вод микроэлементами.

4. Загрязнение атмосферного воздуха выбросами промышленных предприятий, влияние выбросов на загрязнение почвы и на качественный состав подземных вод в районе скважин.

5. Торпедирование скважин питьевого назначения и др.

Рассматривая и разрешая вопросы санитарного значения, санитарная гидрогеология практически должна находиться в связи с инженерной гидрогеологией, метеорологией и контактировать с геологией и геохимией.

В формировании санитарно-гидрогеологических особенностей подземных вод большой интерес представляют микроэлементы, поэтому очень важны те гидрохимические исследования, которые отражают растворимость пород и ее зависимость от различных факторов. Отсюда возникает необходимость установления связи с петрографией, с тем из ее разделов, по преимуществу, где изучаются вопросы изменения пород под влиянием гидрогеологических воздействий.

Итак, развиваясь из общей гидрогеологии, обогащаясь результатами петрографических и геохимических исследований, взаимодействуя с инженерной гидрогеологией, опираясь на гидрохимию и метеорологию, санитарная гидрогеология будет являться одной из дисциплин комплекса геологических и метеорологических наук.

При изучении геологических особенностей края, района, участка, при организации гидрогеологических исследований непременно должны собираться, накапливаться и обобщаться материалы, имеющие санитарно-гигиеническое и санитарно-гидрогеологическое значение.

Именно на этом пути, на пути развития краевой санитарной гидрогеологии обеспечиваются условия для правильного и обоснованного решения задач по проектированию и установлению границ зон санитарной охраны подземных водоисточников.



РЕЗЮМЕ



В целях установления зон санитарной охраны подземных вод рекомендовать какой-то стандарт, что-то однообразное и приемлемое для всех источников невозможно. Этому препятствует, прежде всего, особо сложный характер уральской местности.

Более или менее однообразной может быть лишь схема сбора материалов, необходимых для проектирования зон санитарной охраны.

Коротко перечисляя приемы, положенные в основу исследований по разработке зон санитарной охраны подземных вод, можно сказать следующее:

1. Зона первого пояса особо может не выделяться там, где весь район питания эксплуатируемых скважин ограждается и где в силу специфических условий допуск посторонних лиц на территорию скважин закрыт.

2. Зона второго пояса, как правило, не может ограничиваться включением в нее лишь площади депрессии, а должна распространяться на всю площадь питания скважин (по материалам исследований гидрогеологической службы).

3. В условиях Среднего Урала необходимо восстановить прежнюю практику деления зоны второго пояса на зону обычных и повышенных требований. В этом случае площадь депрессии будет входить в состав зоны второго пояса повышенных требований.

4. Когда скважины питаются не только подземными водами, но одновременно и водами, поступающими из поверхностных водоисточников (искусственная подача речной воды на территорию скважин), в состав зоны второго пояса необходимо включать:

а) площадь питания подземных вод атмосферными осадками;

б) открытый водоем весь или ту часть его, влияние которой может сказываться на качестве воды, подаваемой скважинами.

5. В тех случаях, когда водопроводная вода подается смешанной (смешение происходит в сети), зоны санитарной охраны устанавливаются особо для каждого источника (подземные воды, открытый водоем).

6. Если скважины расположены непосредственно на территории населенного пункта, то речь может идти лишь о зоне первого пояса и об установлении особо строгого для нее режима.

Что касается зоны второго пояса, то она практически не может здесь быть организована, поэтому рекомендуется:

а) рассматривать такого рода водоисточник в качестве временного на срок, который необходим для осуществления пуска в эксплуатацию другого надежного водоисточника;

б) обеспечить при существующем водоисточнике наличие эффективно действующей дезинфекционной установки;

в) организовать специальную плановую санитарную очистку населенного пункта от нечистот и отбросов.

7. Рассматривая шахтные воды как особую разновидность подземных вод, можно сказать, что практика эксплуатации этих вод в питьевых целях указывает на следующее:

а) для шахтных вод может быть практически установлена только зона первого пояса. Зону второго пояса организовать не удается;

б) использование шахтных вод для питьевых нужд может быть допущено при особых, точнее говоря, чрезвычайных обстоятельствах, притом кратковременно и из шахты, не находящейся в эксплуатации;

в) точно так же, как и при использовании скважин, находящихся на территории населенного пункта, здесь необходимо обратить особое внимание на обеспечение водопровода эффективно действующей дезинфекционной установкой и на организацию тщательной очистки всей территории шахтного поля.

8. В ряде случаев создается положение, когда нет большой нужды включать какой-то участок территории или реки в зону второго пояса, но в то же время нельзя оставить его и без постоянного санитарного надзора. В этих-то именно условиях и необходимо говорить о зоне наблюдений (зона третьего пояса), устанавливаемой не по противоэпидемическим, а главным образом по санитарно-гигиеническим показателям.

9. Ограниченность водных ресурсов, особенно подземных вод на Среднем Урале, вынуждает очень вдумчиво и экономно расходовать подземные воды, не допуская их использования для промышленных целей, полива растений и других хозяйственных нужд.



ЛИТЕРАТУРА



1. Аггеев П.К. Опыт проектирования зоны санитарной охраны водопровода.

Журнал "Водоснабжение и санитарная техника", 1940, N 4.

2. Бачевер Ф.М., Львова В.Н. Опыт оценки эксплуатационных запасов подземных вод для водоснабжения.

Журнал "Водоснабжение и санитарная техника", 1957, N 5.

3. Белицкий А.С. Определение границ второго пояса зон санитарной охраны подземных источников водоснабжения.

Журнал "Водоснабжение и санитарная техника", 1955, N 3.

4. Белицкий А.С. Вопросы гидрогеологического обоснования зон санитарной охраны подземных источников водоснабжения.

Журнал "Гигиена и санитария", 1961, N 1.

5. Богомолов Г.В. Основы гидрогеологии.

Издательство литературы по геологии и охране недр, 1955.

6. Болотов М.И. Об охранных зонах водоисточников Краснодара.

7. Брагин Е.А. Зоны санитарной охраны источников центрального водоснабжения.

Журнал "Гигиена и эпидемиология", 1927, N 2.

8. Бычков И.Я. Местное санитарное законодательство.

Журнал "Гигиена и санитария", 1945, N 9.

9. Бурение. БСЭ, том 8.

10. Войнар А.О. Микроэлементы и организм.

Журнал "Наука и жизнь", 1955, N 2.

11. Гвоздецкий Н.А. Совещание по изучению карста.

Журнал "Природа", 1956, N 5.

12. Елфимов Т.Н. Неотложные задачи изучения подземных вод, используемых для городского водоснабжения.

Журнал "Водоснабжение и санитарная техника", 1956, N 9.

13. Игнатович Н.К. О закономерностях распределения и формирования подземных вод.

Доклады АН СССР, 1944.

14. Каменский Р.Н. Предмет инженерной геологии, 1936.

15. Лебедев И.Д. О зонах санитарной охраны Пятигорска.

16. Мускат В.И. Об охранных зонах источников водоснабжения.

Труды I Всесоюзного водопроводного и санитарно-технического съезда, 1925.

17. Плотников Н.И., Сыроватко М.В., Щеголев Д.И. Подземные воды рудных месторождений, 1957.

18. Привалов В.М. Практика охранных зон в Кузбассе.

19. Разницын Н.С. Гидрогеология Урала и ее значение в строительстве.

20. Рогов В.А. Охранять и рационально использовать подземные воды.

Журнал "Водоснабжение и санитарная техника", 1960, N 5.

21. Сборник важнейших материалов по санитарным и противоэпидемическим вопросам.

Кинга первая, Медгиз, 1953.

22. Степаненко В.К. К вопросу о дальности распространения кишечной палочки в грунтовом потоке на экспериментальной модели.

Информационный бюллетень Ин-та им. Эрисмана, 1957, N 9.

23. Тавризов В.М. Больше внимания торпедированию водяных скважин.

Журнал "Водоснабжение и санитарная техника", 1956, N 12.

24. Хецров И.Р. Санитарная оценка и охрана артезианских вод.

Журнал "Гигиена и эпидемиология", 1927.
Arbeit Macht Frei

Аватара пользователя
ЮВ

За особый вклад в жизнь форума Медаль за развитие форума 3ст. Медаль за развитие форума 1ст.
Moderator
Сообщения: 2314
Зарегистрирован: 05 дек 2010, 07:39
Награды: 4
Откуда: Москва
Благодарил (а): 122 раза
Поблагодарили: 403 раза

Re: [Перечень документов] Водные ресурсы

Сообщение ЮВ » 04 апр 2012, 12:31

Определение Верховного Суда РФ от 21.02.2012 N АПЛ12-26 <Об оставлении без изменения решения Верховного Суда РФ, которым было отказано в удовлетворении заявления о признании недействующим пункта 22 Методики исчисления размера вреда, причиненного водным объектам вследствие нарушения водного законодательства, утв. Приказом Минприроды РФ от 13.04.2009 N 87>


Заявитель указал, что формула определения массы сбрасываемого вредного вещества не отвечает компенсационному принципу возмещения, поскольку концентрация сбрасываемого вредного вещества может увеличиться за счет экономии водных ресурсов, что в свою очередь влияет на показатель массы сброшенного вредного вещества, с применением которого исчисляется размер вреда, причиненный водному объекту, влечет нарушение права заявителя на возмещение ущерба, соответствующего размеру причиненного вреда.

Решением Верховного Суда Российской Федерации от 21 декабря 2011 г. в удовлетворении заявления ООО "Ува-молоко" отказано.

Довод заявителя о том, что достоверный результат массы сверхнормативного сброса может быть определен лишь в случае, если сбрасываемый объем сточных вод соответствует разрешенному показателю, а не меньше, что достигнуто за счет экономии водных ресурсов, судом первой инстанции проверялся и правильно был признан несостоятельным, поскольку нормативы предельно допустимых сбросов вредных веществ в водные объекты устанавливаются для субъектов хозяйственной и иной деятельности исходя из недопустимости превышения предельно допустимых концентраций вредных веществ в водных объектах, и поэтому данный количественный показатель не имеет определяющего значения при нарушении нормативов качества воды в этих объектах.

Аватара пользователя
ЮВ

За особый вклад в жизнь форума Медаль за развитие форума 3ст. Медаль за развитие форума 1ст.
Moderator
Сообщения: 2314
Зарегистрирован: 05 дек 2010, 07:39
Награды: 4
Откуда: Москва
Благодарил (а): 122 раза
Поблагодарили: 403 раза

Re: [Перечень документов] Водные ресурсы

Сообщение ЮВ » 14 май 2012, 13:03

Распоряжение Мэра Москвы от 03.05.2012 N 310-РМ "О внесении изменений в распоряжение Мэра Москвы от 25 мая 2001 г. N 521-РМ"
Изменения внесены в распоряжение Мэра Москвы от 25 мая 2001 г. N 521-РМ "Об утверждении Рекомендаций о порядке исчисления и взимания платы за сброс загрязняющих веществ со сточными водами в системы коммунального водоотведения города Москвы". Утратил силу пункт распоряжения, согласно которому освобождались от платы за сброс загрязняющих веществ в водоемы и водотоки на территории города предприятия водопроводно-канализационного хозяйства в пределах временно согласованных нормативов (лимитов) сброса загрязняющих веществ. Утратил силу пункт Рекомендаций, согласно которому контроль за правильностью расчетов абонентов осуществляли владельцы систем коммунального водоотведения, самостоятельно производившие расчеты по отобранной пробе и взыскивающие со своих абонентов сумму платежей.

Аватара пользователя
sokas
Гуру III кат
Сообщения: 764
Зарегистрирован: 07 май 2008, 15:39
Откуда: Тюмень
Благодарил (а): 67 раз
Поблагодарили: 107 раз

Re: [Перечень документов] Водные ресурсы

Сообщение sokas » 01 авг 2012, 05:44

Приказ Минприроды России от 25 апреля 2012 года №116 внесены изменения в приказ Минприроды от 29 ноября 2004 года №710 "Об утверждении Порядка рассмотрения заявок на получение права пользования недрами для целей добычи подземных вод, используемых для питьевого водоснабжения населения или технологического обеспечения водой объектов промышленности"
Приказ зарегистрирован в Минюсте России 9 июня 2012 года

Изменен Порядок рассмотрения заявок на получение права пользования недрами для целей добычи подземных вод
В частности, изменения коснулись перечня документов, которые необходимо представить для получения права пользования участком недр в целях добычи подземных вод. Так, теперь должны быть представлены санитарно-эпидемиологическое заключение о соответствии водного объекта санитарным правилам и условиям безопасного для здоровья населения использования водного объекта, а также схема расположения участка недр.
Зато в качестве дополнительных сведений к заявке не надо предоставлять требуемые ранее сведения о наличии или возможности организации зоны строгого режима санитарной охраны, о современном состоянии подземных вод по данным ведения мониторинга состояния недр. Установлено, что ряд документов заявитель предоставляет самостоятельно, а остальные Федеральное агентство по недропользованию или его территориальные органы получают путем направления запросов в соответствующие органы власти, в распоряжении которых находятся требуемые документы.
Установлено, что утвержденный перечень документов является исчерпывающим и требование о предоставлении иных документов не допускается.
У вас нет необходимых прав для просмотра вложений в этом сообщении.


Вернуться в «Водные ресурсы. Законодательство»

Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: CommonCrawl [Bot] и 0 гостей

Экология и безопасность в техномире : Отказ от ответственности