Подравляю всех посетителей нашего форума с 47 годовщиной провозглашения Дня Охраны Окружающей Среды - Дня Эколога!

[Обсуждение] Проект ФЗ "Об арктической зоне РФ"

Модератор: Raccoon

Ответить
Аватара пользователя
DeadLine
Administrator
Сообщения: 10923
Зарегистрирован: 03 май 2006, 06:37
Откуда: Тюмень
Благодарил (а): 350 раз
Поблагодарили: 569 раз
Контактная информация:

[Обсуждение] Проект ФЗ "Об арктической зоне РФ"

Сообщение DeadLine » 04 авг 2015, 10:50

Министерство регионального развития России разместило на своем сайте законопроект "Об Арктической зоне РФ", предполагающий, в частности, запрет на движение механизированного транспорта по тундре и лесотундре, сообщает Лента.ру.

Авторы документа ссылаются на то, что подобный транспорт нарушает почвенно-растительный покров. Движение в Арктической зоне планируется разрешить только по "дорогам и иным трассам, специально отведенным в установленном порядке".

Планируется также запретить полеты на малых высотах "над заповедниками, заказниками, другими особо охраняемыми территориями" и приватизацию авиапредприятий, расположенных в пределах Арктической зоны. Эти ограничения вводятся с целью охраны окружающей среды.

Кроме того, в проекте закона регламентируется хозяйственная деятельность и разработка ресурсов континентального шельфа архипелага Шпицберген. Подобная деятельность разрешается гражданам РФ и предприятиям, зарегистрированным на Шпицбергене. Вмешательство иностранных граждан в хозяйственную деятельность запрещается. В будущем минрегион РФ планирует принимать госпрограммы развития Арктики, рассчитанные на восемь лет каждая. Эта норма также прописана в документе.

Экологи и животноводы регулярно жалуются на браконьерство в тундре. Ущерб окружающей среде наносят как непосредственно действия охотников, незаконно убивающих редких животных, но и транспорт, на котором они передвигаются. Также неоднократно отмечались случаи участия в незаконной охоте высокопоставленных чиновников и сотрудников госкорпораций. В 2009 году на Алтае разбился вертолет "Газпромавиа", в котором находилось несколько госчиновников, в том числе представитель президента России в Госдуме Александр Косопкин. Всемирный фонд дикой природы (WWF) тогда констатировал, что чиновники охотились на горных баранов (архаров) занесенных в Красную книгу. Однако суд не признал выживших в катастрофе вертолета виновными.

Также в документе "соблюдение законных интересов и защита прав коренных малочисленных народов, проживающих на территории Арктической зоны" включены в основные принципы государственной социальной политики на Севере РФ. Говорится о сохранении культурного наследия и языков, народно-художественных промыслов КМНС, проживающих в Арктической зоне, совершенствовании образовательных программ для этих этносов.


Ни один из трех вариантов законопроекта об Арктической зоне не прошел согласование в правительстве РФ. Сегодня об этом сообщил на пресс-конференции член комитета по делам Севера Совета Федерации РФ Игорь Чернышенко.

- В федеральном бюджете на 2014 год плановый период 2015 и 2016 годов не заложено средств на финансирование госпрограммы социально-экономического развития Арктической зоны РФ, - подчеркнул вице-спикер. - Министр финансов Антон Силуанов в ответ на мой вопрос заявил, что правительство пока не готово направлять какие-либо финансы на реализацию программы.

Напомним, проект "арктической" программы предусматривал финансирование на сумму 1,8 триллиона рублей. Предполагалось, что более триллиона рублей внесет частный бизнес, заинтересованный в развитии своих предприятий в Арктике, 650 миллиардов будет выделено из федерального бюджета. Еще 63 миллиарда должны были вложить семь арктических регионов страны.

- В ходе парламентских слушаний всем было обозначено, что пока вопрос заморожен, - добавил Игорь Чернышенко. - Примерно так же, как со Штокманом.


Добавлено спустя 2 минуты 23 секунды:
О предмете законодательного регулирования Федерального закона «Об Арктической зоне Российской Федерации» Жуков М.А.
АНО НКЦ «Север»
Экспертный совет по Арктике и Антарктике при Совете Федерации.

Предшествующие неудачи попыток разработки Федерального закона «Об Арктической зоне Российской Федерации» связаны с нерешенностью вопроса о его предмете законодательного регулирования. Общественное восприятие проблемы сводится к тому, что столь долго ожидавшийся закон должен вобрать в себя всю арктическую проблематику и разрешить все накопившиеся в арктической зоне проблемы. Попытка охватить одной правовой нормой все - типичная ошибка, многократно воспроизводившаяся во множестве так и не реализованных законопроектов. Применительно к Арктике эта проблема разобрана нами:
- в статье Жуков М.А., Крайнов В.Н. «Проблемы нормативного правового закрепления Арктической зоны Российской Федерации», размещенной на Интернет-портале «Вестник ДФО» 03.12.2008 (условия доступа: https://www.arctic-today.ru/images/doc/a ... .pdf);

- в выступлении на научно-экспертном круглом столе Жуков М.А. «Государственное стратегическое планирование развития Арктики» 25 октября 2011 г., ГНИУ «СОПС» на тему «Что должно стать основным содержанием Федерального закона «Об Арктической зоне Российской Федерации» (условия доступа: https://www.arctic-today.ru/index.php/ar ... tsii);

- в статье Парламентской газеты Жуков М.А. «Чего не должно быть в законе «Об Арктической зоне РФ» от 14 марта 2013 года (условия доступа https://www.pnp.ru/comment/detail/14582).
Принципы, изложенные в данных работах, положены в основу проекта концепции Федерального закона «Об Арктической зоне Российской Федерации», разработанного в 2013 году членами Межведомственной рабочей группы при Министерстве регионального развития России по разработке законопроекта «Об Арктической зоне Российской Федерации» (условия доступа https://www.arctic-today.ru/index.php/ar ... atsii).

Традиционной ошибкой применительно к вопросу о содержании Федерального закона «Об Арктической зоне Российской Федерации» является попытка решать в его рамках вопросы, регулируемые для территорий, далеко выходящих за пределы Арктической зоны:
- система социальных обязательств и гарантий населению районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей (картосхема 1);
ris1.jpg

- механизмы поддержки коренных малочисленных народов Севера Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации (картосхема 2);
ris2.jpg

- механизмы поддержки «северного завоза» в районы ограниченной транспортной доступности (картосхема 2).
ris3.jpg

Детально эти вопросы рассмотрены нами в перечисленных статьях. Здесь же отметим только, что невозможно урегулировать правоотношения применительно к одной части определенной категории граждан, не урегулировав их и в отношении другой части той же категории граждан.

Вторая ошибка – попытка регулировать вопросы, которые не могут быть урегулированы в рамках настоящего законопроекта. Отсутствие специализированного «арктического экологического законодательства» носит объективный характер:
- в текущей практике используются санитарно-гигиенические и рыбо-хозяйственные нормативы, в связи с чем невозможен учет территориальных особенностей, так как организм человека и водной биоты везде одинаков;
- в настоящее время осуществляется реформа механизмов экологического регулирования, в основу которой в соответствии с практикой развитых стран положена «приемлемо малая величина риска» - минимально возможные для конкретных отраслей реального производства уровни негативного воздействия на окружающую среду, достижимые при использовании «лучших имеющихся технических средств» («best available techniques», BAT), получивших в России наименование «наилучших доступных технологий» (НДТ).

В 2014 году в Федеральный закон «Об охране окружающей среды» от 10.01.2002 № 7-ФЗ Федеральным законом от 21.07.2014 № 219-ФЗ «О внесении изменений в федеральный закон "Об охране окружающей среды" и отдельные законодательные акты Российской Федерации» внесены существенные изменения и дополнения:
- вводится определение понятия «наилучшая доступная технология»;
- предусматривается разделение объектов, оказывающих воздействие на окружающую среду, в зависимости от уровня такого воздействия на четыре категории;
- требования в области охраны окружающей среды дифференцируются в зависимости от категории объекта.
- предусматривается возможность установления технологических и технических нормативов, формирующихся на основе технологических показателей, устанавливающихся информационно-техническими справочниками по наилучшим доступным технологиям;
- уточняется порядок установления и взимания платы за негативное воздействие на окружающую среду, а также лиц, обязанных вносить такую плату;
- предусматривается возможность государственной поддержки деятельности в целях охраны окружающей среды и определяется перечень мероприятий, при реализации которых она может осуществляться.
- регулируются вопросы государственного учёта объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду.
- расширяется перечень объектов государственной экологической экспертизы федерального уровня.

Изменениями от 24.11.2014 предусмотрено создание единого государственного фонда данных экологического мониторинга, который должен стать основой для принятия управленческих решений в области охраны окружающей среды.

Перечисленные изменения создают необходимые, но пока еще недостаточные условия для осуществления экологического регулирования на основе установления нормативов качества окружающей среды, учитывающих природные особенности территорий и акваторий (п.З, ст.21 Федерального закона от 10.01.2002 №7-ФЗ «Об охране окружающей среды»). Пункт З, ст.27 указанного Федерального закона также предусматривает, что при установлении нормативов допустимой антропогенной нагрузки на окружающую среду должны учитываться природные особенности конкретных территорий и (или) акваторий.

Подходы к решению данной задачи были разработаны в ФГУ ВНКЦ «Север» Минэкономразвития России применительно к территориям традиционного природопользования коренных народов Севера (Жуков М.А. «Опыт совершенствования нормативного правового регулирования традиционного природопользования в федеральном законодательстве». // Вестник Якутского государственного университета им. М.К. Амосова. 2007. Том 4, № 3, С. 89-96 https://www.arctic-today.ru/index.php/ko ... lstve). Они заключаются в пространственной дифференциации норм природоохранного регулирования на основе проектируемых и нормативно закрепляемых режимов хозяйственной деятельности на конкретных территориях с учетом их индивидуальных свойств. Развитие этой практики заключается в переходе от регулирования преимущественно перечнями запрещенных видов деятельности к специальным требованиям к видам деятельности, формулируемым в понятийном пространстве норм технического регулирования. Пространственно дифференцированное регулирование хозяйствования по экологическим основаниям должно осуществляться в рамках общегосударственной системы управления территориальным развитием - территориального планирования, регулируемого Градостроительным кодексом Российской Федерации от 29 декабря 2004 года № 190-ФЗ.

В соответствии с Градостроительным кодексом территориальное планирование (п.1. ст. 9) направлено на определение назначения территорий исходя из совокупности социальных, экономических, экологических и иных факторов. В общих своих положениях Градостроительный кодекс предусматривает учет экологических факторов при выработке и установлении нормативов хозяйственного освоения территорий. Но его положения полностью спроецированы на собственно градостроительную деятельность и он не имеет механизмов проектирования и нормативного закрепления режимов хозяйствования с учетом экологических требований на межселенных территориях. Необходимы изменения земельного и градостроительного законодательства, которые полностью устранили бы эти препятствия. Восточная половина территории Арктической зоны Российской Федерации (простирающаяся с запада на восток от 1110 восточной долготы до 1700 западной долготы, всего 790 долготы) входит в состав Дальневосточного федерального округа и на нее распространяются меры, предпринимаемые руководством страны в целях ускорения социально-экономического развития регионов Дальнего Востока. Эти меры целесообразно распространить и на западную часть Арктической зоны страны (простирающуюся с запада на восток от 300 восточной долготы до 1110 восточной долготы, всего 710 долготы). Для такого подхода наличествуют и формальные, и содержательные основания.

Формальным основанием является вхождение немногим более половины Арктической зоны в состав регионов Дальнего Востока Российской Федерации, в связи с чем указанные меры будут распространены на эту часть Арктической зоны автоматически. Нет ни правовых, ни политических оснований разделять Арктическую зону на две части по набору применяемых инструментов развития. Содержательным основанием является то, что по своим характеристикам арктические регионы и регионы Дальнего Востока России, будучи регионами нового промышленного освоения, отличаются незначительно. Общими для них являются: суровая природа, жесткие климатические условия, низкая плотность населения, слабо развитая инфраструктура, действие факторов «северного удорожания», проживание коренных народов Севера и огромное ресурсное богатство, которое необходимо поставить на службу Родине.
Главная специфическая черта арктической экономики, через которую, так или иначе, проявляют себя многочисленные особенности арктических регионов - «северное удорожание» в его экстремальной арктической форме (подробнее – в выступлении «Что должно стать основным содержанием Федерального закона «Об Арктической зоне Российской Федерации»).

«Северное удорожание» генерируется природной дискомфортностью хозяйствования и жизнедеятельности и имеет внеэкономическое происхождение, оказывая резко негативное воздействие на социально-экономическую сферу Арктической зоны России через снижение конкурентного потенциала арктических регионов - высокие дополнительные издержки хозяйствования и жизнедеятельности стимулируют отток капиталов, материальных и трудовых ресурсов в регионы с существенно более низкими уровнями издержек.

Все приарктические государства кроме Российской Федерации применяют в отношении своих арктических регионов специальные меры экономического регулирования в целях выравнивания конкурентных условий
и поддержания необходимого уровня их заселенности и социально-экономического развития, что с высокой степенью подробности показано в Материалах заседания Президиума Государственного совета Российской Федерации 28 -29 апреля 2004 г. (приложение Жуков М.А. «Зарубежный опыт региональной политики приполярных государств», условия доступа: https://www.arctic-today.ru/images/doc/F ... e.pdf).

Вопрос об учете опыта приарктических государств и необходимости обновления информации об их политике в отношении социально-экономического развития своих арктических регионов рассмотрен на заседании Президиума Экспертного совета по Арктике и Антарктике при Совете Федерации Федерального Собрания Российской Федерации 31 марта 2015 года. Но даже если будет принято политическое решение о выработке мер дифференцированной экономической политики в отношении регионов Арктической зоны Российской Федерации, направленных на выравнивание межрегиональных конкурентных условий посредством компенсации теми или иными способами внеэкономических факторов удорожания, это будет сложно сделать оперативно, так как научные исследования факторов «северного удорожания» и обследования экономики арктических регионов в разрезе «затраты - выпуск» проводились в абсолютно недостаточном объеме, и в настоящее время мы не имеем объективной картины. Необходимо существенно увеличить объем исследований в данном направлении арктических федеральных университетов и исследовательских центров.

Проект ФЗ "«Об Арктической зоне Российской Федерации»" -
230113-pr-fz-1.rar
У вас нет необходимых прав для просмотра вложений в этом сообщении.
Изображение

Ирэн
Новичок
Сообщения: 7
Зарегистрирован: 11 авг 2015, 09:18
Откуда: Россия

Re: [Обсуждение] Проект ФЗ "Об арктической зоне РФ"

Сообщение Ирэн » 11 авг 2015, 14:00

Пока законопроект является только проектом и не вступил в силу. Но по мне, так это правильно. Должны же остаться на Земле места, где не ступала нога человека.

Ответить

Вернуться в «Законодательство»

Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и 1 гость

Экология и безопасность в техномире : Отказ от ответственности