Страница 1 из 2

Нормирование ЗВ по Приказу №579 и Распоряжению №1316-р

Добавлено: 14 сен 2015, 18:05
art1
Вопрос адресую как разработчикам УПРЗА, так и продвинутым форумчанам. Получено замечание Росприроднадзора (Удмуртия) о том, что нормируемые вещества в проекте надо определять в соответствии с приказом №579 и с учетом распоряжения Правительства РФ от 08.07.2015 № 1316-р «Перечень загрязняющих веществ, в отношении которых применяются меры государственного регулирования в области охраны окружающей среды». Более подробное разъяснение сути замечания от надзорного органа пока получить не удалось, ввиду специфики общения тамошних сотрудников. Собственно суть вопроса, кто сталкивался с этой проблемой: список веществ из распоряжения поглощает список веществ из приказа №579 или дополняет его? Например, Азота оксид в приказе нет, а в распоряжении есть (т.е. надо нормировать?); и наоборот – Сажа в приказе есть, а в распоряжении нет (т.е. не надо нормировать, т.к. распоряжение Правительства выше по статусу приказа Росприроднадзора? Или все же надо нормировать, если оно уточняет и дополняет приказ?). В общем, кто в теме - разъясните! Если распоряжение обязательно к исполнению, то разработчикам, скорее всего, целесообразно централизованно внести соответствующие изменения в базу данных веществ, т. к. список веществ в распоряжении весьма обширен

пост316

Добавлено: 15 сен 2015, 09:33
machineman
Рискну предположить:
1. Приказ 579 - это по сути алгоритм определения веществ (помимо априори утвержденных), которые расчетными методами могут попасть в разряд нормируемых (зависит от высоты и мощности выбросов совокупных источников). Распоряжение все лишь увеличило значительно количество априори утвержденных ЗВ.
2. Берете свой перечень ЗВ и сравниваете с 579-м и с 1316. Скорее всего все вещества и попадут в необходимость госнормирования (для большинства случаев).
3. Вдруг какие-то (типа древесной пыли) не попали. Вот тогда берете снова 570-й и считаете для этих веществ необходимость по формуле соответствующей.
В некоторых случаях нормирование может и не совпадать с необходимостью в детальном расчете рассеивания: к примеру, бенз(а)пиррен подлежит нормированию, а часто бывает что его рассеивание не требуется. Просто в проекте соответствующую текстовку делать нужно.
Что касаемо программы, то по формуле 579-го можно довольно просто расчет сделать в том же экселе...

Re: УПРЗА "Эко Центр" - Программа расчета рассеивания ЗВ

Добавлено: 15 сен 2015, 10:24
art1
Спасибо за предположение, но в своем вопросе я делал упор не на расчете по приказу (это само собой разумеющее действие), а на обязательном госнормировании опреденных веществ. И в этом случае остается вопрос: надо ли обязательно нормировать, допустим, Сажу, если в приказе есть, в распоряжении нет, а расчет показал, что не надо? Т.е. в распоряжении список обязательных к нормированию веществ является приоритетным по отношению к приказу или нет?

Re: УПРЗА "Эко Центр" - Программа расчета рассеивания ЗВ

Добавлено: 15 сен 2015, 12:46
machineman
Вы сами на вопрос ответили: как можно нормировать, если расчет показывает что не надо? Насчет приоритетов НПА не скажу, но на практике какой смысл нормировать то, что детальному расчету не подлежит, даже если оно и в обязаловке стоит?
На Вашем месте целесообразно считать что оба НПА дополняют друг друга, а не кто-то приоритетнее, тем более что одно не отменяет другое.

Re: УПРЗА "Эко Центр" - Программа расчета рассеивания ЗВ

Добавлено: 15 сен 2015, 12:58
masm0
machineman, в том-то и дело, что они не "оба НПА".
Вот, что я писал Заказчику по этому поводу.
Во-первых. Приказ Минприроды России от 31 декабря 2010 г. № 579 будет действовать и применяться, пока его не отменят.

1. Согласно части 7 статьи 12 Федерального закона от 4 мая 1999 г. N 96-ФЗ "Об охране атмосферного воздуха" нормативы выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и предельно допустимые нормативы вредных физических воздействий на атмосферный воздух, временно согласованные выбросы, методы их определения и виды источников, для которых они устанавливаются, разрабатываются и утверждаются в порядке, определенном Правительством Российской Федерации.

2. В настоящее время, таким порядком является Положение о нормативах выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и вредных физических воздействий на него (утв. Постановлением Правительства РФ от 2 марта 2000 г. N 183). Согласно п. 11. источники выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и перечни вредных (загрязняющих) веществ, подлежащих государственному учету и нормированию, для юридических лиц, территории городских и иных поселений и их частей, субъектов Российской Федерации и Российской Федерации в целом устанавливаются на основании данных о результатах инвентаризации выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и их источников в порядке, определенном Министерством природных ресурсов и экологии Российской Федерации.

3. Таким порядком является 579 Приказ Минприроды.

Во-вторых, распоряжение Правительства (в отличие от постановления) является ненормативным правовым актом.

Согласно ст. 23. "Акты Правительства Российской Федерации" ФКЗ от 17.12.1997 N 2-ФКЗ "О Правительстве Российской Федерации", акты, имеющие нормативный характер, издаются в форме постановлений Правительства Российской Федерации. Акты по оперативным и другим текущим вопросам, не имеющие нормативного характера, издаются в форме распоряжений Правительства Российской Федерации. Правовые акты, не имеющие нормативный характер (ненормативные правовые акты), в отличие от нормативных правовых актов, не адресованы неограниченному кругу лиц и не предполагают постоянное или многократное действие.

579-й приказ и постановление Правительства №183 являются действующими нормативными правовыми актами. То есть обязателеными для исполнения, как гос.органами, так и нами.

В-третьих, распоряжение определяет список веществ к которым применяются меры государственного регулирования, а в приказе изложен механизм определения веществ подлежащих гос.учету и нормированию. Серьезных противоречий не вижу. Было бы логичнее, если распоряжение предшествовало приказу. Но у нас в РФ как всегда все наоборот. Думаю, что приказ приведут в соответствие с распоряжением или, возможно, отменят (что было бы большим счастьем).

Сейчас пишу обращение в Минприроды.

Re: УПРЗА "Эко Центр" - Программа расчета рассеивания ЗВ

Добавлено: 15 сен 2015, 13:12
machineman
Интересная ситуация: а кому тогда 1316 адресовано? И с какой целью издано в виде распоряжения а не постановления? Здесь какой-то тайный умысел?

Re: УПРЗА "Эко Центр" - Программа расчета рассеивания ЗВ

Добавлено: 15 сен 2015, 13:17
ЛёхаСолнышкин
Перечень принят в соответствии со статьей 4.1 Федерального закона "Об охране окружающей среды" в виде распоряжения Правительства РФ. Правительству РФ ФЗ № 7-ФЗ для исполнения обязательных требований была поставлена оперативная (текущая) задача не имеющая нормативного характера, поэтому, перечень был утверждён Распоряжением Правительства РФ. Данное распоряжение является актом по оперативным вопросам для дальнейшей законотворческой работы и не имеет нормативного характера. В данном случае следствием настоящего распоряжения должно быть издание нормативных актов по контролю и нормированию данных веществ в объектах окружающей среды.

Re: УПРЗА "Эко Центр" - Программа расчета рассеивания ЗВ

Добавлено: 15 сен 2015, 13:23
art1
Уважаемые коллеги, получено разъяснение от Росприроднадзора, что распоряжение №1316-р пока можно игнорировать (ориентировочно вступит в силу после Нового Года). Думаю, за это время появятся соответствующие уточнения. Cпасибо за ответы.

Re: Нормирование веществ по Приказу №579 и Распоряжению №1316-р

Добавлено: 15 сен 2015, 15:28
DeadLine
art1, приложите разъяснение к теме, будет полезно почитать

Re: Нормирование веществ по Приказу №579 и Распоряжению №1316-р

Добавлено: 15 сен 2015, 16:25
art1
Разъяснение получено по телефону (межгород), замечание к проекту Росприроднадзора по этому вопросу снято.

Re: Нормирование веществ по Приказу №579 и Распоряжению №1316-р

Добавлено: 15 сен 2015, 18:25
Solaris
Судя по пояснительной записке к проекту ФЗ, внесшего поправки в зак-во об ОС, гос-во как раз хотело ограничить исчерпывающим образом перечень ЗВ. ПРиказ же МПР не дает этого сделать, и вообще полномочия на сей счет по Закону об ОС у Правительства. Ну а то, что вот в форме распоряжения, а не постановления...формальности...