Подравляю всех посетителей нашего форума с 47 годовщиной провозглашения Дня Охраны Окружающей Среды - Дня Эколога!

[Коэффициенты 0/0,3/1 для отходов] Вопросы применения

Рассматриваются вопросы связанные с расчетом платы за негативное воздействие на окружающую среду

Модератор: Raccoon

Аватара пользователя
smold
Прохожий
Сообщения: 86
Зарегистрирован: 11 окт 2007, 14:30
Откуда: Столица русского Севера!
Благодарил (а): 12 раз
Поблагодарили: 33 раза

Re: [Коэффициенты 0/0,3/1 для отходов] Вопросы применения

Сообщение smold » 20 янв 2012, 14:07

Продолжаем тему, обсуждаем...интересная статья журнала "ЭП", в которой мнения экспертов журнала также рознятся. Госорганы молчат.
У вас нет необходимых прав для просмотра вложений в этом сообщении.
"Суперсанпин" может прочитать любой, а понять - не каждый!
Несущий Благо, Ваш Smold

Аватара пользователя
DeadLine
Administrator
Сообщения: 10923
Зарегистрирован: 03 май 2006, 06:37
Откуда: Тюмень
Благодарил (а): 350 раз
Поблагодарили: 569 раз
Контактная информация:

Re: [Коэффициенты 0/0,3/1 для отходов] Вопросы применения

Сообщение DeadLine » 05 фев 2016, 12:53

Кто слышал, были ли изменения по коэффициентам платы?

Добавлено спустя 2 минуты 1 секунду:
12 июля 2011 года Верховным Судом РФ было вынесено решение № ГКПИ11-594 (далее – Решение) о признании недействующим пункта 4.6 Приложения N 1 к Инструктивно-методическим указаниям по взиманию платы за загрязнение окружающей природной среды, утвержденным Министерством охраны окружающей среды и природных ресурсов Российской Федерации 26 января 1993 г. (далее – Инструктивно-методические указания), которым был установлен понижающий коэффициент 0,3 и условия его применения при расчете платы за размещение отходов.

Суть проблемы.

Возможность применения понижающего коэффициента 0,3 при расчете платы за размещение отходов до недавнего момента являлась весьма затруднительной, практика складывалась неоднозначная. С одной стороны, в Приложении №1 к Постановлению Правительства РФ от 12.06.2003 г. №344 содержится норма, согласно которой нормативы платы за размещение отходов производства и потребления в пределах установленных лимитов применяются с использованием коэффициента 0,3 при размещении отходов на специализированных полигонах и промышленных площадках, оборудованных в соответствии с установленными требованиями и расположенных в пределах промышленной зоны источника негативного воздействия. С другой стороны, пунктом 4.6 Инструктивно-методических указаний было установлено, что коэффициент 0,3 применяется, если размещение отходов осуществляется на территориях, принадлежащих природопользователям. Толкуя приведенные нормы, главный администратор платы за негативное воздействие (тогда им являлся Ростехнадзор), в своем письме от 13.05.2008 г. №04-09/699 разъяснил, что для применения понижающего коэффициента 0,3 необходимо, чтобы соблюдались условия, содержащиеся в Приложении №1 к Постановлению Правительства от 12.06.2003 г. №344, а также, чтобы территория, на которой отходы размещаются, принадлежала природопользователю. Фактически, такая трактовка норм, регулирующих использование коэффициента 0,3, означала одно – невозможность использования данного коэффициента большинством природопользователей в силу понятных причин – не каждый природопользователь может похвастаться наличием специализированного полигона. Такая позиция Ростехнадзора вызвала бурную дискуссию в профессиональных кругах.

Позиция заявителей и заинтересованного лица.

Поводом для признания недействующим пункта 4.6 Инструктивно-методических указаний послужило обращение ЗАО «Обогатительная фабрика «Распадская» (далее – Общество) в Верховный Суд РФ с одноименным заявлением. Общество полагало, что оспариваемое положение противоречит ряду норм. А именно: пункту 3 статьи 16 Федерального закона «Об охране окружающей среды», относящей установление порядка исчисления и взимания платы за негативное воздействие на окружающую среду к ведению Правительства РФ, пункту 2 Постановления Правительства РФ от 28 августа 1992 г. № 632, пункту 2 Постановления Правительства РФ от 12 июня 2003 г. № 344 и нарушает права юридических лиц, т.к. вводит дополнительное условие (размещение отходов на территории, принадлежащей природопользователю) для применения коэффициента 0.3 при расчете платы за негативное воздействие на окружающую среду при размещении отходов на специализированном полигоне.

В свою очередь заинтересованное лицо (Министерство природных ресурсов РФ) возражало против удовлетворения требований Общества и полагало, что оспариваемый нормативный правовой акт издан в пределах компетенции Министерства природных ресурсов РФ и не противоречит действующему законодательству.

Позиция Суда.

Верховный Суд РФ, принимая во внимание заключение прокурора Генеральной прокуратуры РФ, полагавшей, что заявление подлежит удовлетворению, счел заявленные требования обоснованными и подлежащими удовлетворению, мотивировав свое решение следующим.

Во-первых, Инструктивно-методические указания были разработаны на основании Постановления Правительства РФ №632 от 28 августа 1992 г., и конкретизируют применение базовых нормативов платы за выбросы, сбросы загрязняющих веществ в окружающую природную среду, размещение отходов, коэффициентов, учитывающих экологические факторы, и коэффициентов индексации платы в связи с изменением уровня цен, на основе Постановления Правительства №632 от 28 августа 1992 г. И как правильно отметил Верховный Суд РФ, из положений п. 6 указанного Постановления во взаимосвязи с п. 1.2 Инструктивно-методических указаний следует, что Минприроды России наделено правом конкретизировать применение базовых нормативов платы за загрязнение окружающей природной среды, коэффициентов, учитывающих экологические факторы, и коэффициентов индексации платы в связи с изменением уровня цен, установленных Правительством РФ, но не наделено правом устанавливать дополнительные коэффициенты.

Во-вторых, несмотря на то, что Инструктивно-методическими указаниями установлен порядок расчета платы за размещение отходов и введен коэффициент, учитывающий место размещения отходов (0,3), тем не менее, порядок исчисления и взимания платы за негативное воздействие на окружающую среду, в соответствии с п.3, ст. 16 ФЗ «Об охране окружающей среды», устанавливается Правительством РФ. Согласно указанной норме, было принято Постановление Правительства РФ №632 от 28 августа 1992 г., утвердившее порядок определения платы за негативное воздействие на окружающую среду. В соответствии с пунктом 2 названного постановления было принято Постановление Правительства РФ от 12 июня 2003 г. №344, устанавливающее нормативы платы за негативное воздействие на окружающую среду, в Приложении №1 которого было установлено, что нормативы платы за размещение отходов производства и потребления в пределах установленных лимитов применяются с использованием коэффициента 0.3 при размещении отходов на специализированных полигонах и промышленных площадках, оборудованных в соответствии с установленными требованиями и расположенных в пределах промышленной зоны источника негативного воздействия. Таким образом, Верховный Суд РФ сделал вывод, что Правительством РФ впервые введен коэффициент места размещения отходов – 0,3.

В-третьих, Верховный Суд РФ, отметил, что Приказом Ростехнадзора от 5 апреля 2007 г. № 204 утверждена форма Расчета платы за негативное воздействие на окружающую среду и Порядок ее заполнения, согласно которой при заполнении раздела 4 «Размещение отходов производства и потребления» указывается коэффициент места расположения объекта размещения отходов (0.3 - при размещении отходов на специализированных полигонах и промышленных площадках, оборудованных в соответствии с установленными требованиями и расположенных в пределах промышленной зоны источника негативного воздействия, в соответствии с Приложением 1 к Постановлению Правительства Российской Федерации от 12 июня 2003 г. № 344). Указание на принадлежность территорий в данной форме отсутствует.

В-четвертых, пункт 4.6 Инструктивно-методических указаний не может конкретизировать применение поправочных коэффициентов, установленных Постановлением Правительства РФ от 12 июня 2003 г. № 344, в силу того, что эта норма принята раньше и вводит дополнительное условие – принадлежность территории, на которой размещаются отходы природопользователя.

На основании вышеизложенного, Верховный Суд РФ пришел к выводу, что размещение природопользователем отходов на принадлежащих ему территориях, установленное пунктом 4.6 Инструктивно-методических указаний в качестве условия применения понижающего коэффициента 0.3, не соответствует условиям применения понижающего коэффициента, предусмотренным Постановлением Правительства Российской Федерации от 12 июня 2003 г. № 344. И кроме того, оспариваемое положение, устанавливающее условия применения понижающего коэффициента 0.3, не отвечает общеправовому принципу формальной определенности, что влечет неоднозначное их понимание и, следовательно, неоднозначное применение, создает возможность неограниченного усмотрения в процессе правоприменения.

Дополнительный аргумент в пользу Решения Верховного Суда РФ.

Инструктивно-методические указания имеют еще очень много противоречий как внутри данного акта, так и с иными нормативно-правовыми актами. В частности, при буквальном толковании пункта 4.4 и пункта 4.6 Инструктивно-методических указаний можно прийти к следующему выводу. Размещать отходы производства и потребления можно на полигонах разного рода, в отвалах, шламохранилищах для складирования (хранения) многотоннажных неиспользуемых промышленных отходов, на свалках (санкционированных и несанкционированных). При этом, если территории указанных объектов, в том числе свалки, принадлежат природопользователям, то базовый норматив платы умножается на коэффициент 0.3. Однако данные нормы вступают в противоречие с пунктом 7, ст. 12 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», устанавливающий запрет размещения отходов на объектах, не внесенных в государственный реестр объектов размещения отходов. Очевидно, что при наличии таких норм, никто не станет толковать их по-другому, в силу их очевидности. Аналогичная ситуация складывается и с толкованием норм о применении понижающего коэффициента 0,3, однако как показывает практика – трактуют эти нормы неоднозначно, что влечет за собой их неоднозначное применение. Для устранения таких противоречий как раз используется институт признания нормативного правового акта или его части противоречащим федеральному закону или нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу.

Практическое значение принятого Решения.

Решение Верховного Суда РФ, признающее пункт 4.6 Инструктивно-методических указаний недействующим, позволяет большинству природопользователей, начиная с 3 квартала 2011 года, при расчете платы за негативное воздействие на окружающую среду, в части размещения отходов производства и потребления применять понижающий коэффициент 0,3. При этом, должен быть соблюден ряд условий применения указанного коэффициента, а именно:

1. Для того, чтобы применять коэффициент 0,3 необходимо, чтобы природопользователь осуществлял размещение отходов в пределах установленных лимитов. В случае отсутствия у природопользователя установленных лимитов на размещение отходов – применение коэффициента 0,3 исключается. Кроме того, напомним, что при отсутствии у природопользователя установленных лимитов на размещение отходов, вся масса размещенных отходов при расчете, в соответствии с п.6 Постановления Правительства от 28.08.1992 № 632, будет рассчитываться как сверхлимитная – с применением пятикратного повышающего коэффициента.

2. Местом, где природопользователь осуществляет размещение отходов должен выступать либо специализированный полигон, либо промышленная площадка, которые оборудованы в соответствии с установленными требованиями. Такими местами являются объекты размещения отходов в соответствии со ст.1 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», то есть это специально оборудованные сооружения, предназначенные для размещения отходов (полигоны, шламохранилища, хвостохранилища, отвалы горных пород и другие). Общие требования к объектам размещения отходов содержатся в ст. 12 упомянутого федерального закона, а также в ряде санитарных правил и нормативов, например, СанПиН 2.1.7.1322-03 и СП 2.1.7.1038-01. Не вдаваясь в содержание требований к объектам размещения отходов, отметим, что природопользователь, планирующий применить коэффициент 0.3 должен руководствоваться следующим правилом: если объект размещения отходов внесен в государственный реестр объектов размещения отходов, то коэффициент 0,3 можно применять. В случае отсутствия объекта размещения отходов в таком реестре, применение коэффициента 0.3 будет неправомерным.

3. Объекты размещения отходов должны находиться в пределах промышленной зоны источника негативного воздействия. В соответствии с п.2, ст. 16 Федерального закона от 10.01.2002 №7-ФЗ «Об охране окружающей среды» к видам негативного воздействия относится, в том числе размещение отходов производства и потребления. Размещение отходов, как указывалось выше, осуществляется в объектах размещения отходов. Следовательно, объекты размещения отходов, занесенные в государственный реестр объектов размещения отходов, находятся в пределах промышленной зоны негативного воздействия.

В конце, хотелось бы акцентировать внимание еще на двух важных моментах, касающихся применения Решения. Во-первых, в настоящее время отделом административной практики рассматривается возможность и подготавливается соответствующая документация с целью взыскать суммы с бюджета, уплаченные без учета коэффициента 0.3 ранее.

Во-вторых, в соответствии с п.2 ст. 13 Гражданского процессуального кодекса РФ[xi], вступившие в законную силу судебные решения являются обязательными для всех без исключения органов государственной власти и подлежат неукоснительному исполнению на всей территории России. В случае неисполнения судебного решения, виновное лицо может быть привлечено к уголовной ответственности. Иными словами, при соблюдении условий применения понижающего коэффициента 0,3, главный администратор платы за негативное воздействие на окружающую среду (Росприроднадзор) и его должностные лица не могут «чинить препятствия» к применению природопользователями рассматриваемого коэффициента.
Изображение

Ответить

Вернуться в «Экологические платежи»

Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и 1 гость

Экология и безопасность в техномире : Отказ от ответственности